К главной странице коллекции


   "№ 145. Евангелие апракос полный. Кон. XII-нач. ХIII (?) в. РГБ, Рум. 104.
   Древнерус. 1° (31,4, у корешка: 31x24,5). 158 л., без кон. Между л. 31 и 32 утрачены две тетради { = 16 л.); на отдельных листах пятна от влаги, чернила в этих местах несколько слиняли; по краям л. 1 и 2 ржавые пятна и небольшие отверстия от гвоздей, которыми была прибита материя, обтягивающая перейдет; пергамен на некоторых листах загрязнен.
   Пергамен. Устав (на вставленном вместо вырезанного л. 79 - лицевого и оборотного - текст писан другим почерком, кроме частей заголовков); в два стб.
   Переплет - доски, обтянутые материей, сильно обветшавшей и частично утраченной; корешок был реставрирован другой материей; ннж. доска расколота вдоль; застежки утрачены, на торце верх. крышки сохранились "спни"; на ниж. крышке три жуковины, на верх. крышке набито много медных гвоздиков, которыми были прикреплены металлические украшения или, вероятнее, наборный оклад. Обрез окрашен красной краской.
   Вся иллюминация рукописи новгородского происхождения. На л. 1 заставка - тератологический орнамент на красном фоне; композиция "покоем". Инициалы (287) наглядно демонстрируют формирование новгородского тератологического орнамента - переход от "старовизантийских" орнаментальных форм к плетеному орнаменту тератологического стиля и к чистой тератологии с зоо- и антропоморфическими формами; из них 154 инициала - тератология (на л. 11 об., 20, 75 об. с антропоморфическими элементами, 117 инициалов - плетеные из системы тератологического стиля, многие с элементами переходной манеры), 16 инициалов - новгородская интерпретация "старовизантийских" орнаментальных форм. Все - киноварь на киноварном же фоне с декором из черточек и точек, рисованных чернилами.
   На отдельных листах в XVI и XVII (?) вв. вписаны указания, когда еще читаются те или иные отрывки (чтения) или дописан пропущенный текст (см. л. 24, 61 об., 100 об.).
   Содержание. Нач. с заголовка первого цикла ("Евангелье от ако дьржить великаи цркы и чьтеть. о(т) Велика дне до Пянтикотиа"); текст на л. 31г обрыв. на словах: ". . .и не оставить ли девАти десАтъ и девАти..." (Мт XVIII 12 - из чтения в понед. 1-й нед. по Пятд.); на л. 32а нач. со слов ". . .роды Iсь въ домъ свои приде..." (Мт. XIII 36 - последние слова чтения в среду 5-й нед. по Пятд.; обычно :>то чтение - Мт. XIII 31-36 - положено на среду 6-й нед. по Пятд., но в данной рук. - расхождение на одну неделю; объяснение см.: Жуковская. Типология, с. 258); текст обрыв. (на л. 158г)на словах: ". . . и о(т)в'Ьщавъше вси людие рекоша. кръвь него на насъ и на чадЪ. .." (Мт. XXVII 25 - из чтения в Вел. пяток на литургии).
   На внутр. стороне верх. крышки переплета экслибрис Н. П. Румянцева с вписанным номером (104); этот номер там же написан карандашом. На л. 1, 59 и и 158 об. штамп МПиРм." [СК, с.165-167]

Литература: Востоков 1842,   Бутовский 1870,   Буслаев 1879,   Воскресенский 1894,   Путеводитель 1923,   Некрасов 1913,   Некрасов 1924,   Некрасов 1937,   Лазарев 1947,   Арциховский 1954,   Материалы 1962,   Тот 1965,   Жуковская 1968,   Жуковская 1976,   Ильина 1978.