Служебник Син. 604 и имя преп. Варлаама Хутынского.
Служебник, традиционно называемый Служебником преп. Варлаама Хутынского (рукопись
ГИМ. Син.604.), некогда
хранился в Хутынском монастыре, согласно
владельческой записи скорописью конца XVI в. (уточнение Ю. А. Грибова) на л. 1А: “Служебникъ великого чудотворца Варлаама
ево собинной, прислал ему
из Царяграда Никифор, патриархъ
въ честь”. Получить Служебник от патриарха
Никифора прп. Варлаам не
мог, так как в период его игуменства (1186-1189 гг.) патриаршую кафедру в
Константинополе занимал патриарх Никита, в то же время (1183-1197) митрополитом
Киевским был Никифор II Грек,
возможно именно он упоминается в записи. На л.
29 об. – поминальная запись
полууставом XVII в. о смерти
Варлаама в 1243 г.: «Варлаамъ преставися
в л'то 6751, родом б' новгородецъ». При описании рукописи А. В. Горский[2]
отметил, что показание времени кончины Варлаама в
этой записи сделано на основании ошибочного смешения с преподобным Хутынским, другого Варлаама,
которого в миру звали Вячеславом Прокшиничем. Исторические
сведения о Варлааме Хутынском
довольно скудные: известно лишь о том, что он был новгородцем и в миру носил
имя Алекса Михалевич, а монастырь основал незадолго
до смерти, последовавшей в 1192 или 1193 году[4]. Только в 1192 году, по свидетельству Новгородской первой летописи,
"постави цьрковь възник на Хутине Варлам цьрнець... въ имя святого Спаса Преображения". С именем
преподобного Варлаама, помимо богато выполненного
Служебника, связан еще один памятник древнерусского искусства – дорогие,
украшенные золотым шитьем поручи, более соответствующие характеру епископского
облачения. В. Г. Пуцко видит разрешение противоречий,
возникающих при изучении этих памятников в том, что в первой половине XIII века в Хутынском монастыре принимают постриг
несколько бояр. Среди них и вернувшийся из Константинополя боярин Добрыня Ядрейкович,
получивший при пострижении имя Антония, известный как автор "Книги
Паломник", повествующей о святынях и достопримечательностях византийской
столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 году. Позже, в 1210 году, Антоний
стал новгородским архиепископом и занимал кафедру до 1220 года, а затем еще
повторно в 1226-1228 и 1229 годах (в 1220-1225 годах епископстововал
в Перемышле)[6]. Больной, потерявший дар речи архиепископ Антоний вернулся в Хутынский монастырь, где и скончался в 1232 году. После
него должны были остаться какие-то вещи из архиерейского обихода. Таким
образом, по мнению В. Г. Пуцко, поручи и Служебник
попали в монастырь, поручи могут быть датированы в пределах первой четверти ХIII века, а Служебник (с указанием
поминать на ектениях архиепископа и отсутствием в
письме новгородизмов), возможно, был переписан для
Антония в Перемышле между 1220 и 1225 годами[7].
По записям
Новгородской летописи известно, что Добрыня Ядрейкович
по духовному завещанию преп. Варлаама достраивал Спасо-Преображенский храм в Хутынском
монастыре. На момент написания Служебника преп. Ксенофонт,
священноинок Порфирий, Михаил и Григорий
здравствовали, а о упокоении поминались их усопшие
сродники: Иоанн, Анна, Никифор, Гавриил, Анна, Ирина. Список имен синодика Клопова монастыря содержит уже полный список семьи, преставившейся
ко Господу и поминаемой о упокоении. Таким образом,
исторические события подтверждают датировку Служебника началом XIII в.
[2]
Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской
Синодальной библиотеки. М., 1855 – 1869, 1917. Отд.III,ч. 1, № 343.С. 5 – 11
Вячеслав Прокшинич сын Прокши.
Летопись под 1207 годом сообщает о Прокше следующее:
«В то же лето преставися раб божий Парфурий, а мирьскы Прокша Малышевиць, постригся у
святого Спаса на Хутине, при игумене Варламе; а покой, господи, душу его». В 1224 году Вячеслав Прокшинич был членом новгородского посольства к князю Юрию
Всеволодовичу. В 1228 году он был новгородским тысяцким. А 4 мая 1243 года умер
в монашеском чине под именем Варлаам в Хутынском монастыре. По некоторым преданиям был настоятелем
Хутынского монастыря.
[4]
Дмитриев Л.А. Житие Варлаама Хутынского//Словарь
книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1
(ХI - первая половина ХlV
в). С. 138-142.
[6] Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе
Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 42-45, 166
[7]Пуцко В. Служебник перемиського архiепископа Антонiя з Хlll
ст. //Перемиськi дзвони.
1992. ь 10-12. С. 13-15.