Служебник Син. 604 и имя преп. Варлаама Хутынского.

Служебник, традиционно называемый Служебником преп. Варлаама Хутынского (рукопись ГИМ. Син.604.), некогда хранился в Хутынском монастыре, согласно владельческой записи скорописью конца XVI в. (уточнение Ю. А. Грибова) на л. 1А:  Служебникъ великого чудотворца Варлаама ево собинной, прислал ему из Царяграда Никифор, патриархъ въ честь”. Получить Служебник от патриарха Никифора прп. Варлаам не мог, так как в период его игуменства (1186-1189 гг.) патриаршую кафедру в Константинополе занимал патриарх Никита, в то же время (1183-1197) митрополитом Киевским был Никифор II Грек, возможно именно он упоминается в записи[1]. На л. 29 об.поминальная запись полууставом XVII в. о смерти Варлаама в 1243 г.: «Варлаамъ преставися в  л'то 6751, родом б' новгородецъ». При описании рукописи А. В. Горский[2] отметил, что показание времени кончины Варлаама в этой записи сделано на основании ошибочного смешения с преподобным Хутынским, другого Варлаама, которого в миру звали Вячеславом Прокшиничем[3]. Исторические сведения о Варлааме Хутынском довольно скудные: известно лишь о том, что он был новгородцем и в миру носил имя Алекса Михалевич, а монастырь основал незадолго до смерти, последовавшей в 1192 или 1193 году[4]. Только в 1192 году, по свидетельству Новгородской первой летописи, "постави цьрковь възник на Хутине Варлам цьрнець... въ имя святого Спаса Преображения". С именем преподобного Варлаама, помимо богато выполненного Служебника, связан еще один памятник древнерусского искусства – дорогие, украшенные золотым шитьем поручи, более соответствующие характеру епископского облачения. В. Г. Пуцко видит разрешение противоречий, возникающих при изучении этих памятников в том, что в первой половине XIII века в Хутынском монастыре принимают постриг несколько бояр. Среди них и вернувшийся из Константинополя боярин Добрыня Ядрейкович[5], получивший при пострижении имя Антония, известный как автор "Книги Паломник", повествующей о святынях и достопримечательностях византийской столицы до ее разграбления крестоносцами в 1204 году. Позже, в 1210 году, Антоний стал новгородским архиепископом и занимал кафедру до 1220 года, а затем еще повторно в 1226-1228 и 1229 годах (в 1220-1225 годах епископстововал в Перемышле)[6]. Больной, потерявший дар речи архиепископ Антоний вернулся в Хутынский монастырь, где и скончался в 1232 году. После него должны были остаться какие-то вещи из архиерейского обихода. Таким образом, по мнению В. Г. Пуцко, поручи и Служебник попали в монастырь, поручи могут быть датированы в пределах первой четверти ХIII века, а Служебник (с указанием поминать на ектениях архиепископа и отсутствием в письме новгородизмов), возможно, был переписан для Антония в Перемышле между 1220 и 1225 годами[7].

По записям Новгородской летописи известно, что Добрыня Ядрейкович по духовному завещанию преп. Варлаама достраивал Спасо-Преображенский храм в Хутынском монастыре. На момент написания Служебника преп. Ксенофонт, священноинок Порфирий, Михаил и Григорий здравствовали, а о упокоении поминались их усопшие сродники: Иоанн, Анна, Никифор, Гавриил, Анна, Ирина. Список имен синодика Клопова монастыря содержит уже полный список семьи, преставившейся ко Господу и поминаемой о упокоении. Таким образом, исторические события подтверждают датировку Служебника началом XIII в.

 



[1] Горский А .В. , Невоструев К.И. Описание славянских рукописейМосковской Синодальной библиотеки - М., 1855 – 1869, 1917. Отд.III,ч. 1, № 343.С. 5. Соколов П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. Киев, 1913. Поппэ А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305). - Щапов Я.Н. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989. Приложение I.

[2] Горский А. В., Невоструев К. И. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки. М., 1855 – 1869, 1917. Отд.III,ч. 1, № 343.С. 5 – 11

[3] Вячеслав Прокшинич сын Прокши. Летопись под 1207 годом сообщает о Прокше следующее: «В то же лето преставися раб божий Парфурий, а мирьскы Прокша Малышевиць, постригся у святого Спаса на Хутине, при игумене Варламе; а покой, господи, душу его». В 1224 году Вячеслав Прокшинич был членом новгородского посольства к князю Юрию Всеволодовичу. В 1228 году он был новгородским тысяцким. А 4 мая 1243 года умер в монашеском чине под именем Варлаам в Хутынском монастыре. По некоторым преданиям был настоятелем Хутынского монастыря.

[4] Дмитриев Л.А. Житие Варлаама Хутынского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1987. Вып. 1 (ХI - первая половина ХlV в). С. 138-142.

[5] Добрыня Ядрейкович - внук Прокши Малышева (инока Порфирия), родной племянник Вячеслава (Варлаама) Прокшинича.

[6] Хорошев А.С. Церковь в социально-политической системе Новгородской феодальной республики. М., 1980. С. 42-45, 166

[7]Пуцко В. Служебник перемиського архiепископа Антонiя з Хlll ст. //Перемиськi дзвони. 1992. ь 10-12. С. 13-15.