Тетради: состав, нумерация

 

Листы тетради

нумерация

 

До середины

после середины

средние листы

всего

листов

примечание

1

1-4

5-8

4/5

8

- ; 1-7

нумерация листов начинается со второго

2

9

10

9/10

2

8-9

 

3

11-13

14-16

13/14

6

10-15

утрата серединных листов

4

17-18

19-20

18-19

4

16-19

 

5

21-23

24-27

23-24

7

20-26

утрата листа перед 20,  26 лист одиночный

6

28-29

30

29

3

27-29

28 лист одиночный

Издаваемая рукопись первоначально состояла из 6 тетрадей, размер листа в которых после последнего переплетения 19,5 x 24,5 см. Три основные тетради (1-я, 3-я, 5-я) были кватернионы, т. е. состояли из 8 полулистов, были дополнены для размещения текста дополнительными тетрадями: 2-я содержала 2 полулиста, 4-я - 4 полулиста, 6-я - 2 и 1 полулиста. На настоящий момент (из-за утраты серединных листов в 3-й тетради и листа с миниатюрой в 5-й) рукопись состоит из 30 л. На листах, начиная со второго, проставлена нумерация конца XVI в. (1А, 1-29), без учета утраченных ранее листов. Пергамен, устав нескольких почерков. Первоначальный переплет утрачен. На л. 1А скорописью конца XVI в. (уточнение Ю. А. Грибова) владельческая запись: Служебникъ великого чудотворца Варлаама ево собинной, прислал ему из Царяграда Никифор, патриархъ въ честь”. На л. 29 об.поминальная запись полууставом XVII в. о смерти Варлаама Хутынского в 1243 г.: «Варлаамъ преставися в  л'то 6751, родом б' новгородецъ».

Рукопись Служебника Син. 604 числилась в описях Синодальной библиотеки 1675, 1718 и 1773 гг., указывают ее архиепископ Савва[1], П. В. Владимиров (отмечает особенности языка: употребление ' вместо t)[2] и Н. В. Волков (с датой: XII в.)[3], по Предварительному списку[4] (ПС) № 67. Историей рукописи занимались исследователи: А. А. Покровский (с датой: XII в.)[5], М. В. Щепкина и Т. Н. Протасьева ( с датой: конец XII в.)[6].

Согласно паспорту реставрации памятника, которая была проведена в Отделе реставрации рукописей и миниатюр ВХНРЦ им. И.Э. Грабаря с 9октября 1992г. по 19 января 1993г., Служебник Варлаама содержит 6 тетрадей.

Схема расположения листов в тетрадях.

I.

                                                 7

  1                                             6

      2                                  5

             3                     4

II.

             8                     9

III. 

10                                                 15

  11                                             14

     12                                  13

IV. 

16                                                 19

  17                                            186

V. 

                                                     26

 20                                             25

     21                                  24

           22                     23

 VI. 

27                                                 29

  28

Сопоставление содержания рукописи и схемы расположения листов дает нижеследующие результаты.

Литургия Василия Великого размещена в тетрадях   I и II, причем последняя страница 9об. записана с явным уплотнением текста (множество сокращенных слов под титлом, почерк сжат, страница записана не полностью). Обычное количество листов в тетради древнерусской рукописи равнялось 8. Тетрадь I являет собой именно такую тетрадь, но для размещения текста писцу понадобилось еще 4 страницы, которые были добавлены тетрадью II. Таким образом, размещение текста ЛВВ в двух отдельных тетрадях дает возможность предположить некоторую обособленность этого текста. Обособленность текста и желание вместить текст в заданный объем могли быть вызваны разными причинами: влиянием протографа или задачей, поставленной перед переписчиком.

На л.10 - первом листе III-й тетради - другим почерком приписана молитва священника перед совершением Литургии.

Следующий текст Литургии Иоанна Златоуста занимает л.10об. - миниатюра, лл.11-19об, т.е. тетради III и IV. Тетрадь III имеет утраты текста между 12 и 13 листами, из середины, т.е. изначально III тетрадь была 8-листовой, для размещения текста писцу пришлось добавить 4 листа (IV тетрадь). Текст Сужбы заканчивается на л. 19. На л.19об, другим почерком, помещены молитва умовения рук (псалом 25) и начало молитвы священника перед совершением Литургии.

Текст Литургии Преждеосвященных Даров размещен также в двух тетрадях, первая из которых - V имела 8 листов (перед 20 листом утрачена миниатюра и молитва на л.19об. не закончена), а вторая VI - 3 листа. Текст Службы заканчивается молитвой заамвонной и молитвой потребити хотящим на л. 24, далее, тем же почерком, помещены три разрешительные молитвы, разрешительная молитва, молитва перед началом (Великого) поста, молитва пред причащением, четыре врачевательные молитвы, молитва на исход души. Эти молитвы заканчиваются на л. 27, заполненном на 3/4. Далее с л.27об. по л.28об.9 другим почерком помещен чин омовения св. Престола в Великий Четверг, возможно XIII в., и инициалы другого рисунка, с л.28об.10 другим почерком помещены три разрешительные молитвы.

 



[1] Савва (Тихомиров), архиепископ. Указатель для обозрения Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеки, 2-е изд. М., 1858. С. 250 – 251

[2] Владимиров П. В. Обзор южнорусских и западнорусских памятников письменности от XI до XVII ст.//Чтения в Об-ве Нестора- летописца. Киев, 1890. С.15

[3] Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерусских книгах XIXIVвв. И их указатель. СПб., 1897. №434. С. 77.

[4] Предварительный список славяно-русских рукописей XIXVI вв., хранящихся в СССР (для «Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР до конца XIV в. включительно»). // Археографический ежегодник за 1965 год. М., 1966. С. 177 – 272.

[5] Покровский А. А. Древнее псково-новгородское письменное наследие: Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ М., 1916. С. 122 – 123, 127, 260.

[6] Щепкина М. В., Протасьева Т. Н. Сокровища древней письменности и старой печати. Обзор рукописей русских, славянских, греческих, а также книг старой печати Государственного исторического музея. М., 1958. С. 16. Щепкина М. В., Протасьева Т. Н., Костюхина Л. М., Голышенко В. С. Описание пергаменных рукописей Государственного исторического музея, ч. 1. Рукописи русские.//Археографический ежегодник за 1964 год. М., 1965. С. 151 – 152.