Чернила, краски

Чернила в кодексе неоднородны по цвету и консистенции.

Часть I написана чернилами различных оттенков и густоты. Чернила черные: л.2-л.5об; 11об6-16,7; 17-17,23; 20-27; темно-коричневые: 1об; 6об; 7,1- 7,9; 8-9об; 11-11об5; 16,8-16об; 17,24-19; светло-коричневые (вероятно выцвели): лл.1; 6; 7,10- 7об.

Часть II (л.10 и л.19об) написана густыми черными чернилами.

В части III  лл.27об -28об,9 (Чин омовения Св. Престола) написаны черными густыми чернилами, а лл.28об,10-29 (молитвы исходящи из поста) темно-коричневыми.

Приписки богослужебного характера на полях и поздние исправления в тексте написаны светло-коричневыми негустыми чернилами.

Для больших и малых инициалов, а также в богослужебных комментариях I части кодекса используется золото (лл.1-3об), золото и киноварь (лл.4-9об), киноварь (с л.11 и до конца); также только киноварь используется во II и III частях памятника.

В процессе последней реставрации памятника во ВХНРЦ им. Грабаря установлено, что иллюминация рукописи (миниатюры, заставки, инициалы) одновременны написанию и не имеют следов последующих поновлений. Выходной инициал выполнен теми же красками, что и заставка, пигменты на миниатюрах и заставках одинаковы.

В миниатюре на л.1Аоб. золото положено на тёмно-красную подкладку. На миниатюре л.10об. частично утрачен синий пигмент орнаментальной рамки. Живопись лика выполнена не плавью, а мазками, выпуклые части которых блестят от потертостей. Живопись пастозная, многослойная, краски матовые (типа гуаши). Все тени моделированы жидкой черной краской.

Узор заставки на л.1 выполнен золотом твореным, различающимся по цвету (в левой части более красным, в правой - холодным, ближе по цвету к фону на миниатюре). Золото положено на розовую подкладку. Утрачен синий и зеленый пигмент.

Обрамление и основной рисунок узора заставки на листе 20 выполнен не золотом, а охрой.