Иллюминация рукописи
Заставки старо
византийского стиля на л. 1, 11, 20 и инициалы золотые и киноварные старо византийского типа,
украшающие рукопись, изучали В.В. Стасов[1] и А.И.
Успенский[2]. Заставки на листах 11 и 20 представляют собой композиции из
двух больших соцветий. Вид инициалов объединяет
Служебник Син.604 и Юрьевское Евангелие апракос
полный (родственный с апракосом кратким[3]) (ГИМ. Син. 1003. Нач. XII в. древнерус., (31x25)).
О месте написания рукописи Юрьевского Евангелия мнения
исследователей различны: Новгород (В.В. Стасов, Г.А
Воскресенский, Ф.И. Буслаев, Т.В. Ильина, А.Н. Свирин),
в Киеве – для Новгорода (А.И. Соболевский, П.В. Владимиров, В.Н. Лазарев, Т.Н.
Протасьева); Галич (А.И. Некрасов, Л.П. Жуковская)) [4].
Служебник Син. 604 содержит две миниатюры: на л. 1А об. – изображение Василия Великого, на л. 10 об. – изображение
Иоанна Златоуста (характеристику миниатюр приводит А. И. Успенский[5]). Обе
миниатюры заключены в орнаментальные рамки и имеют красные шелковые прокладки. “Изображения Иоанна Златоуста и Василия Великого,
отличающиеся точными пропорциями и хорошим рисунком, даны на золотом фоне; они
кажутся как бы парящими в воздухе, благодаря абстрактности фона. Орнаментика
обрамлений во многом перекликается с мотивами народного искусства.”- отмечают Н. Н. Воронин и В. Н. Лазарев[6],
опубликовавшие исследование и снимок изображения св. Иоанна Златоуста.
Исследователи отнесли миниатюры Син.
604 к полоцко-смоленской школе. А. И. Некрасов
опубликовал снимок миниатюры Василия Великого[7].
Также исследование и снимок миниатюры Иоанна Златоуста
были опубликованы О. С. Поповой[8],
по словам исследователя, “миниатюры Хутынского
Служебника принадлежат к одному из главных направлений византийского искусства XIII в., которое можно
назвать “классическим” и в рамках которого выполнены фрески Студеницы”[9].
Проведенное
в 1992 г. во ВХИРЦ им. И. Э. Грабаря исследование показало, что ни миниатюры,
ни заставки рукописи, вопреки встречающемуся в литературе мнению, не
поновлялись. Еще одна миниатюра должна была находиться между листами 19 - 20
(перед формуляром Литургии Преждеосвященных Даров), но этот лист был удален,
видимо, по причине того, что на нем был изображен не свт.
Григорий Двоеслов (имя которого в качестве творца
литургии Преждеосвященных Даров указывается в рукописях только с XVI в. ),
а другой святой (рукописи старше XVI
в. иногда указывают в качестве автора этой литургии святителей Епифания Кипрского, или Василия Великого, или Германа
Константинопольского)[10].
[1] Стасов В. В. Славянский и восточный орнамент по рукописям древнего и нового времени. СПб.,1887. Табл. LVIII
[2] Успенский А.И. Древнерусский буквенный орнамент. М., 1911. С. 30.
[3]Жуковская Л. П. Юрьевское евангелие в кругу родственных памятников. «Исследования по истории русского языка и письменности». М., 1966.
[4] Сводный каталог славяно-русских рукописных книг, хранящихся в СССР.XI – XIII вв.. М.,1984. № 52. С.92-94.
[5] Успенский А.И. Очерки по истории русского искусства. М., 1910. Т. 1. С. 241 –242.
[6] Воронин Н. Н., Лазарев В. Н. Искусство западнорусских княжеств.// История русского искусства. М., 1953, Т. 1. С. 326, 328.
[7]
Некрасов А. И. Древнерусское изобразительное искусство. М., 1937. С. 157.
[8] Popova O. Les miniatures russes du XI-e au XV-e siecle. L., 1975. P. 30 –32, 39.
[9] Попова О.С. Миниатюры Хутынского
Служебника раннего XIII в. С.114, она
же .
Византийские и древнерусские миниатюры. М., 2003. С.107-122.
[10] Желтов М.С. Варлаамов Служебник // Православная
Энциклопедия. М. Т. 6. С.