Письмо
Известно, что
палеографическое исследование письма древней славянской рукописи имеет большое
значение при определении времени и возможного места ее написания; в ряде
случаев палеорграфический анализ позволяет установить условия создания конкретного рукописного
источника и сделать выводы о его
истории. Всесторонний анализ почерков содержит данные, позволяющие определить
место исследуемой рукописи (ее почерка) в кругу других сохранившихся источников.
Преимущественное значение при этом имеет сравнительный анализ с почерками тех
рукописей, которые содержат в себе сведения о времени и месте создания. К
сожалению, в большей части славянского рукописного наследия подобные записи
отсутствуют. В исследуемой рукописи приписки о времени и месте создания
рукописи значительно моложе текста рукописи и не соответствуют реальности. По
исследованиям В. Пуцко основная часть рукописи может
датироваться 1220-1225 годами и написана в Перемышле
для архиепископа Антония.
Текст кодекса Син. 604 написан сплошным письмом без разделения на слова.
В целом письмо кодекса обладает общими признаками древнеславянского
кириллического устава конца XII - начала XIII вв. В каждой части устав характеризуется соразмерностью буквенных начерков, стабильностью их исполнения. Все письмо двулинейное, писцы строго соблюдают границы верхнего и
нижнего уровня строки. Начертания букв частей I и III геометричны;
все прямые линии (вертикальные мачты, горизонтали, наклонные) не имеют
кривизны, а округлые, как правило, содержат элементы правильной дуги. Буквы
своим основанием стоят на строке. Для письма отдельных частей кодекса
характерны установившиеся типы начертаний. В каждой части расположение букв в строке единообразно. Облик записанной строки, как
правило, ровный, ритмичный.
В служебнике
Син.604 употреблены следующие буквы: f, ,, d, u, l, t (разных
начертаний, но без орфографического противопоставления “е широкого” и “е
узкого”), 5, ;, 9 (“зело” только с головкой,
повернутой влево), p, b, ï (как правило,
с двумя точками), r, k, v, y, j (без противопоставления широкого
и узкого начертаний), 7 (в той же функции, что буква j), g, h, c, n, ó, a, [, w, x, i, o, ], s, m, ', ., 6, z, ` (без хвоста и с хвостом, обычно с надстрочным знаком).
Буква 9 “зело” употребляется только в
числовом значении, равном 6.
Буква s в
первой части имеет ], но не состоит из двух самостоятельных букв, так как вторая часть ее при
переносе никогда не отделяется от ] и не имеет надстрочных знаков,
обычных над ï.
Буква ó во всех
случаях, в том числе постоянно и после букв, обозначающих согласные звуки.
Строго
нормировано употребление 6 - z. Буква 6 пишется только после букв гласных и в начале слова, буква z после
букв, обозначающих согласные. Есть лишь несколько исключений, когда буква 6
употреблена в функции z: gjrkfy6yb5 12об.22.
Буква t обычно употребляется после
согласных, буква 5 после гласных и в начале слова. Исключение составляет употребление t а)
после гласных букв для сокращения места на л.9об.(заключительной
странице ЛВВ); б) cgÁfcybt 4,23.
Единичны
случаи употребления ' в начале слова: ', 'ot 6об.1; 'cnt 5об.2 - вместо 4; 'lbyjb 6,7.
В Син.604
встречаем несколько примеров
употребления широкого t вместо 5 в начале слова в малом инициале: tdfyuÁkbcnjvm
25об.2; tulf 19об.13; tlby] 19об.23, 29
12; tb 8об.4; tlby'yb5 8об.18, 16об.18, 23,8; tkbrj 2,4, 2,5, 21,1, 21,3; tgÂCgf 15об.25; teÂUf 20об.9; tæeæfyukb 1об.8, 1об.18; tæeæfyukbb 1об.9. Нормированное употребление букв, имеющих широкие и узкие варианты
написания, постепенно складывалось в Древней Руси в XI - XII вв.
и последовательно проводилось в рукописях XIV и начала XV вв..
Различные
графико-орфографические системы частей
рукописи и различные системы надстрочных знаков позволяют разделить текст на
следующие части:
I. а Лл.1-9об; 11-11об5 (ЛВВ, начало ЛИЗ)
I. б Лл.11об5-19; 20-27 (ЛИЗ без первой
страницы, ЛПД, разрешительные молитвы (3), разрешительная молитва, молитва
перед началом (Великого) поста, молитва пред причащением, врачевательные
молитвы (4), молитва на исход души.)
II. а Л.10;
(молитвы священника перед службой: dkÕLrj ... ysy' [jnzot
ghbcnógbnb;
II.б Л.19об.(óv]. d]
ytgjdby]ys[] hówt vjb (gkÄCv] rõt); dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb.)
III.а Л. 27об-28об19 (xby]ªyf
gjv]dtyb5ªcnõsv] nhzgtpfv] ,sdf6bªd] cnõsb dtkbrsb xtndmhnÕRj
III.б Л. 28об10-29 (разрешительные молитвы )
Дальнейшее
описание графико-орфографических систем будет проводиться для каждой выделенной
части в отдельности.
Часть I . Тексты ЛВВ, ЛИЗ, ЛПД.
Письмо
основной части Варлаамова Служебника неоднократно
привлекало внимание исследователей. Об особенностях письма писали М.П. Погодин[1], А.В.Горский и К.И. Невоструев[2],
А. А. Покровский [3], А. И. Соболевский[4], Ф. И.
Буслаев[5], архимандрит Амфилохий[6]. Все исследователи, обращавшиеся к почерку основной части Варлаамова Служебника, признавали, что весь текст написан
одним писцом. Детальное рассмотрение начертаний
и приемов написания букв изучаемого памятника выявило наличие двух
почерков в этой части рукописи.
Тип письма
первого писца, написавшего текст Литургии Василия Великого и первую страницу
Литургии Иоанна Златоуста (почерк Iа) и второго писца, выполнившего
текст Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров (почерк Iб), очень близки. Сигнальная
линия в большинстве начертаний соблюдается и проходит между серединой и верхней
третью высоты букв. Вертикальные линии букв и наклонные - жирные.
Горизонтальные линии и соединительные линии тонки. Все буквы выдержаны очень
точно по ширине, что легко наблюдать при подсчетах букв в сегментах строки, не
имеющих разделительных знаков, широких букв (i, o, ;, 5, 6, s) и полушироких
(z, ., a). Соразмерность букв и отлично
выдержанная верхняя линия высоты букв указывает, что писцы были опытными в
писании книг. Мачты у букв строго вертикальны, исключение составляет v, где
они вверху несколько наклонены к середине. Перекладины у йотированных букв строго горизонтальны. Во всех буквах, имеющих примыкающие
к мачтам петли, эти последние малы,
размером от 1/2 до 2/5 высоты мачты (т.е. всегда меньше половины высоты букв): m, ], ', s, ,.
Поэтому нередко встречаются затекшие чернилами маленькие петли, например: lb6rjy] 1об9 и мн. др.
Ограничительные штрихи у головок букв
,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а также ножки у буквы l имеют
форму правильного треугольника. Спинка у буквы f
наклонена слабо, наклонные у букв k, l, z
пишутся строго в форме шалашика. Хвосты букв w, o,
тонкая мачта a заходят далеко в нижнее междустрочное поле. Мачты букв, умещающихся в
строке, специальным нажимом пера расширяются книзу.
К общим для
первого и второго почерка палеографическим приметам, позволяющим датировать
рукопись не старше конца XII в., относятся, прежде всего, начерки букв ', 7, d. Вертикаль буквы ' выходит вверх
за пределы строки приблизительно на треть высоты других строчных букв, а
горизонталь расположена на верхнем уровне строки. В рукописях более раннего
времени вся буква ' умещалась в строке[7].
Начерки буквы 7 отличаются разнообразием: у первого
писца 7 симметричная округлая буква обычного размера, имеет серединку чуть выше
середины строки; у второго пишется с высокой серединкой. Верхняя петля буквы d много меньше нижней петли.
К числу
написаний, характерных для XII - XIII вв.,
относится буква x с симметричной чашей и ножкой, равной двум третям
высоты буквы. Начертание буквы ; также отличается от рисунка буквы в
старших памятниках: сокращена верхняя часть, и
буква пишется иногда не в три, а
в четыре приема. Перекладины у букв b и y имеют
значительный скос, расположены в верхней
половине буквы. Перекладины у букв . и 6 завышены. У 5 серединная
перекладина переходит в язычок. Мачты буквы v вверху наклонены к середине, петля
буквы лежит на линии строки.
Несмотря на
ряд общих примет для первого и второго писцов, очевидны существенные различия
между ними - как в характере начертания отдельных букв, так и в некоторых
графико-орфографических особенностях.
Почерк I.а (Лл.1-9об; 11-11об5)
прямоугольный, вытянут слабо, но уже не квадратный, с завитками, декоративные буквами (f, ', ]),
лигатурами (14).
Почерк I.б (Лл.11об6-19; 20-27)
архаичнее, квадратный, больше межбуквенное расстояние;
без завитков и украшенных букв, использование лигатур редко (2 случая) лишь для
исправления ошибочного написания. Верхняя линия высоты выдержана хуже:
встречаются укороченные первые мачты, например, в буквах b, y, g.
Вертикальные линии букв и наклонные - более жирные. Линии, образующие петли у
букв жирные, часто встречаются затекшие чернилами f, ., j, m, d.
Различны и
начертания отдельных букв. Так, буквы j, c у второго писца более округлые, чем у
первого; у лигатуры î верхний
элемент смещен вправо от серединной линии буквы у второго писца, а у первого -
влево; у лигатуры ó во втором
элементе короткая наклонная мачта и длинная наклонная соединены через плечико,
тогда как у первого писца - в одной
точке, пересеченной волосяным штрихом; у буквы [ встречается менее длинная, чем у первого писца, вторая
наклонная, идущая справа вниз налево; в
целях сокращения места употребляются высокие прямые ], начертание
которых отличается от аналогичных букв у первого писца; не используются
лигатуры с высоким n и декоративные f и ', для
украшения конца строки, отличающие текст первого писца.
Указанные
особенности являются свидетельством того, что в написании основной части текста
Син. 604, содержащей формуляры служб ЛВВ, ЛИЗ и ЛПД,
принимали участие два писца. Киноварные надписи выполнены тем же почерком, что
и основной текст, за исключением л.11, где текст
написан еще первым писцом, а киноварные буквы - уже вторым.
Следует
отметить различия в написании киноварных букв первым и вторым писцом. Особенно
ярко различия проявляются в малых инициалах 8 и p.
Первый писец при письме золотом употребляет 8 круглое с точкой в центре, так называемое “о очное (5 раз), встречается исправление “о с точкой” на “о
с вертикальным килем” (8 раз) лишь в первом столбце (ектений первым писцом
пишутся в два столбца). Второй писец при письме киноварью использует “о с вертикальным килем” (31 раз) и
лишь единожды “8 с точкой” на л.20 - первом листе ЛПД. Второй писец часто
использует угловатое написание малого инициала p, начертание похоже
на латинское z c
хвостом в виде маленького правильного треугольника (9 случаев); обычное для
почерков p
с хвостом, направленным вниз, встречается 5 раз у первого писца и 5 раз у
второго в конце богослужебных частей Служебника (лл.
16, 18, 19, 23об).
Диакритика, используемая основными писцами
рукописи, одинакова. Надстрочные знаки в виде запятой всегда над
7, 6; в начале слов над ó; редко над 5. Титло в виде горизонтальной
черты с короткими насечками, направленными вниз. Точка, разделяющая части
текста, находится на нижней линии строки. Для обозначения конца молитв и
сокращений в тексте используется знаки: четыре точки в виде ромба и коромысло с
точкой посередине, находящиеся в строке.
Особенности употребления j, î, 7.
Лигатура î употребляется систематически при
написании предлогов и приставок: î 1об.10; îrhs5n] 1об.19. Единичные случаи написания 7nj 28,16; yt7ntvktvsb 6об.25.
Омега
употребляется систематически в начале слов: и в корне 7wÁf 3об.4; 7,hfp] 3об.12; 7rjvm 23,16; и в приставке 7rhtcn 3об.26; 7,hzotv] 3,8; причем сохраняется написание после приставки ghf7wÁb 6,12; ghb7,h'nt 6об.4; и в сложных словах vyjuj7xbnf6 3об.25;
hfdyj7,hfpyj 3об.13; в предлогах 7 11об.24. Также 7 употребляется систематически в именах b7fy] 6,20; 11,1;
15об.2; 15об.7 и 7hbyf 15об.9.
О узкое употребляется в середине и на
конце слова после согласного. Единичный пример употребления о
узкого в начале слова: jn] 3,5;
Употребление лигатур.
Служебник Син. 604 интересен своими лигатурами - будущими элементами
вязи. Употребляются они в рукописи на концах строк, и их назначение - экономия
места в строке.
Наиболее часто
в образовании лигатур участвует буква n. Это объясняется звуковыми особенностями -
качеством самого обозначаемого звука и позицией в слоге, с одной стороны, и
особенностями начертания самой буквы - с другой.[8]
Так, звук [т] часто оказывается в начале слога, построенного по принципу
восходящей звучности и состоящего при этом из трех звуков: как минимально
звучный глухой взрывной [т] начинает слог с последующим сонантом, а не только с
гласным звуком. В таких случаях за буквой n должны
следовать две буквы, для которых нередко не хватает места на строке.
С точки зрения
графической, буква n удобна для образования лигатур, так как коромысло ее может быть поднято
над строкой, причем мачта слева может быть приближена к предшествующей букве;
мачта такого n справа легко присоединяет (впитывает в себя) мачту последующего гласного
или сонанта.
Так, лигатуры
с буквой n легко образуются способом наложения. В Син. 604
используются лигатуры â и è : âj|5vó 3,7-8; [dfkbè| 3,24; bcè|ys 3об.16-17; âj|'b 6об.26-7,1; ghbitcâb|6 7об.13-14; hfè| 7об.14; âj|5 8,11-12; bcè|yysb 9об.11-12; âj|bV 9об.11; ghb6è| 14,18; gk]è| 17,4.
В связи с
рассмотрением лигатур представляет интерес написания n с высоко вынесенным
коромыслом, но не в составе лигатур. Как правило, это встречается тоже на конце
строки: cnÁs|6 1об.24;
gh'cnj6nm| 3об.25; pfd'nf| 5об.24; gónm| 7,16; 7cnf|dktyb5 8об.26-9,1.
По тому же
принципу наложения, как лигатуры с буквой n, но при
обычной высоте обеих образующих букв, размещенных полностью в строке,
представлены единичные лигатуры, образовавшиеся в результате исправления
ошибочно написанного меньшего по числу букв текста: yfiuj 2,2; ys 9об.6; vkÕChlb5vm 10,16; cb.
10,11; ghbxfcnbnbC 10,17; fyuÁkf vbhyf 16об.13; gh'bnb 25об.2.
Изредка для
экономии места в функции ó используется лигатура Ö, в которой усики пишутся отдельно и поэтому это еще не “ук”:
I.а tlbyjvÖ| 3об26; lfhÖb 9об10; Iб. dctvÖ| 11об2; ckÖ|;tymb 11об9-10; ghbpjdÖ| 18,20; hjlÖ| 24об24; d'hÖ|.otvó 25об21;
I.б gjuÖ|,b 19об6.
Использование
лигатур в разных частях текста рукописи различно. Наиболее богата лигатурами и Т (19 примеров), начальная часть лл.1-10, содержащая текст
Литургии Василия Великого, в других частях Син. 604
лигатуры редкость (2 примера: 14,18 и 17,4).
Декорация концевых букв строки.
1. Начертание f-
“полууставное” встречается в позиционно обусловленных случаях на конце строки
при ограниченном месте для размещения буквы в пределах строки. Спинка такой
буквы тонкая, изогнутая полностью или только по краям, не имеет ограничительных
штрихов, бывает разной высоты, в большинстве случаев заходит в верхнее
междустрочие и может иметь украшения. Видимо, основная роль этих написаний -
украсить конец строки, а не обеспечить более узкий вариант написания. Этот
вариант начертания Л.П. Жуковская при описании Апракоса
Мстислава Великого называет “декоративное f”[9].
Неукрашенное f с
прогибающейся спинкой бывает следующих видов:
I.а с крючком сверху и снизу и высокой спинкой: ,wÂUf| 1об5; gjck'ljdfdif| 4,18; cdjbvf| 5,15; pfd'nf| 5,24; ghbc'of| 6,26; yf| 7,26; gthtyjcyf| 9,11;
Единичные
варианты начертания буквы f:
а) с высокой
наклонной спинкой, маленькой петлей и большим крючком внизу d'rf| 8об12;
б) с высокой
спинкой крючком сверху и петлей снизу: yf| 8об17;
в) с высокой
спинкой и петлями сверху и снизу: 7cnf| 8,26;
г) маловыходящее в пределы верхнего междустрочия и с
изгибающимся хвостом: yf| 9,26.
I.б с высокой спинкой: îdhf| 13,2; [df| 17,17; lf| 22об19;
;bkbof| 23,24; lfhjdf|dsb 24об12.
2. Начертание ] -
“полууставное” встречается на конце строки для украшения Iа,б как самостоятельной буквой, так
и в составе буквы s. Различаются варианты начертания:
а) с высокой
наклонной мачтой и длинной изогнутой перекладиной с крючком на конце: ytd'l'ybb[]| 2,15; uh'iys|6 2,24; ckóufv]| 2об16; похожие начертания:
3,1,8; 3об12; 6,10; 7,24; 7об2,20,21; 8об4; 9об; 14об18; 15,3; 16,5,12,15;
17,24; 22об23; 23,16; 23об4; 24об22; 25,14,26; 25об22,26;
б) с высокой
мачтой и коротким горизонтальным хвостом: ['hjdbv]| 1,5; ckfds| 10,21;
Единичное
начертание: с короткой мачтой и извивающимся хвостом yfv]| 8,6.
3. Начертание ' -
“полууставное” встречается на конце строки для украшения.
Iа: с высокой мачтой и длинной горизонтальной перекладиной с насечками, направленными
вниз: ,kÁujghb6ny'| 2,16; а также: 2об7; 3об21; 10,3;
Единичное
начертание: петля буквы и длинная перекладина украшены петлями, высокая
вертикальная мачта заканчивается завитым усиком: cd'|lsb 7об5-6;
Iа,б: с высокой мачтой и перекладиной без ограничительных штрихов: l'|kf 8об23-24;
7xbcnbn'|km 18,3-4
Единичное
начертание: петля буквы округлая, с высокой мачтой и перекладиной с
ограничительными линиями в виде треугольников, направленных вниз: ghbc'|of5nm 15об10-11.
Различия
почерков первого и второго писцов являются следствием их индивидуальных
особенностей, тогда как единство оформления текста и сходства почерков
свидетельствуют о принадлежности писцов к одной писцовой школе.
Расположение текста первой части.
Текст и
миниатюры основные писцы Син. 604 располагали весьма
систематично и продуманно. Так, миниатюры во всех случаях помещены на оборотах
листов: 1-го - св. Василий, 10-го - св. Иоанн, утраченное перед 20-м листом
изображение святого. Миниатюра всегда занимает левую половину раскрытой книги,
и, что особенно следует отметить, фигура на ней обращена лицом к тексту именно
этого автора службы.
Возможно,
сначала были подготовлены три 8-листовые тетради, на оборотах первых листов
было зарезервировано место под миниатюры святых - авторов литургий, на вторых
листах - под заставки на 1/3 листа и выходной инициал перед службой св.
Василия. Анализ пигментов, выполненный при реставрации памятника, показал, что иллюминация рукописи (миниатюры,
заставки, инициалы) одновременны написанию рукописи и не имеет следов поновлений; выходной инициал выполнен теми же красками, что
и заставка.
[1] Погодин М.П. Образцы славяно-русского древлеписания. М.,1840, тетр. 1. Табл. 11.
[2] Горский А. В. Описание славянских рукописей
Московской Синодальной библиотеки / А.В.Горский, К.И. Невоструев. - М.,
1855-1869, 1917. Отд. III, ч.1, № 343. - С. 5-11.
[3] Покровский А. А. Древнее псково-новгородское письменное наследие: Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ М., 1916. С. 122 – 123, 127, 260.
[4] Соболевский А. И. Очерки по истории русского
языка. Университетские известия, Киев, 1884, № 12. С. 52 – 57.
[5] Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия
церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. С.95 – 98.
[6] Амфилохий, архим. Палеографическое описание греческих рукописей XI-XVII веков определенных лет. М.,1880.Т.3. С.45-50,
98-102.
[7] Щепкин В.Н.Русская палеография. М. 1967. С. 114.
[8] Апракос Мстислава
Великого М.Наука, 1983. С.16
[9] Апракос Мстислава
Великого. М. “Наука”, 1983. С.19.