Письмо

Известно, что палеографическое исследование письма древней славянской рукописи имеет большое значение при определении времени и возможного места ее написания; в ряде случаев палеорграфический анализ позволяет установить условия создания конкретного рукописного источника  и сделать выводы о его истории. Всесторонний анализ почерков содержит данные, позволяющие определить место исследуемой рукописи (ее почерка) в кругу других сохранившихся источников. Преимущественное значение при этом имеет сравнительный анализ с почерками тех рукописей, которые содержат в себе сведения о времени и месте создания. К сожалению, в большей части славянского рукописного наследия подобные записи отсутствуют. В исследуемой рукописи приписки о времени и месте создания рукописи значительно моложе текста рукописи и не соответствуют реальности. По исследованиям В. Пуцко основная часть рукописи может датироваться 1220-1225 годами и написана в Перемышле для архиепископа Антония.

Текст кодекса Син. 604 написан сплошным письмом без разделения на слова. В целом письмо кодекса обладает общими признаками древнеславянского кириллического устава конца XII - начала XIII вв. В каждой части устав характеризуется соразмерностью буквенных начерков, стабильностью их исполнения. Все письмо двулинейное, писцы строго соблюдают границы верхнего и нижнего уровня строки. Начертания букв частей I и III геометричны; все прямые линии (вертикальные мачты, горизонтали, наклонные) не имеют кривизны, а округлые, как правило, содержат элементы правильной дуги. Буквы своим основанием стоят на строке. Для письма отдельных частей кодекса характерны установившиеся типы начертаний. В каждой части расположение букв в строке единообразно. Облик записанной строки, как правило, ровный, ритмичный.

В служебнике Син.604 употреблены следующие буквы: f, ,, d, u, l, t (разных начертаний, но без орфографического противопоставления “е широкого” и “е узкого”), 5, ;, 9 (“зело” только с головкой, повернутой влево), p, b, ï (как правило, с двумя точками), r, k, v, y, j (без противопоставления широкого и узкого начертаний), 7 (в той же функции, что буква j), g, h, c, n, ó, a, [, w, x, i, o, ], s, m, ', ., 6, z, ` (без хвоста и с хвостом, обычно с надстрочным знаком).

Буква 9 “зело” употребляется только в числовом значении, равном 6.

Буква s в первой части имеет ], но не состоит из двух самостоятельных букв, так как вторая часть ее при переносе никогда не отделяется от ] и не имеет надстрочных знаков, обычных над ï.

Буква ó во всех случаях, в том числе постоянно и после букв, обозначающих согласные звуки.

Строго нормировано употребление 6 - z. Буква 6 пишется только после букв гласных и в начале слова, буква z после букв, обозначающих согласные. Есть лишь несколько исключений, когда буква 6 употреблена в функции z: gjrkfy6yb5 12об.22.

Буква t обычно употребляется после согласных, буква 5 после гласных и в начале слова. Исключение составляет употребление t а) после гласных букв для сокращения места на л.9об.(заключительной странице ЛВВ); б) cgÁfcybt 4,23.

Единичны случаи употребления ' в начале слова: ', 'ot 6об.1; 'cnt 5об.2 - вместо 4; 'lbyjb 6,7.

В Син.604 встречаем  несколько примеров употребления широкого t вместо 5 в начале слова в малом инициале: tdfyuÁkbcnjvm 25об.2; tulf 19об.13; tlby] 19об.23, 29 12; tb 8об.4; tlby'yb5 8об.18, 16об.18, 23,8; tkbrj 2,4, 2,5, 21,1, 21,3; tgÂCgf 15об.25; teÂUf 20об.9; tæeæfyukb 1об.8, 1об.18; tæeæfyukbb 1об.9. Нормированное употребление букв, имеющих широкие и узкие варианты написания, постепенно складывалось в Древней Руси в XI - XII вв.  и последовательно проводилось в рукописях XIV и начала XV вв..

Различные графико-орфографические системы частей рукописи и различные системы надстрочных знаков позволяют разделить текст на следующие части:

I. а Лл.1-9об; 11-11об5 (ЛВВ, начало ЛИЗ)

I. б Лл.11об5-19; 20-27 (ЛИЗ без первой страницы, ЛПД, разрешительные молитвы (3), разрешительная молитва, молитва перед началом (Великого) поста, молитва пред причащением, врачевательные молитвы (4), молитва на исход души.)

II. а Л.10; (молитвы священника перед службой: dLrj ... ysy' [jnzot ghbcnógbnb;

II.б Л.19об.(óv]. d] ytgjdby]ys[] hówt vjb (gkÄCv] rõt); dÂkLrj ... yt [jnzb cvÕhnb.)

III.а Л. 27об-28об19 (xby]ªyf gjv]dtyb5ªcnõsv] nhzgtpfv] ,sdf6bªd] cnõsb dtkbrsb xtndmhnÕRj

III.б Л. 28об10-29 (разрешительные молитвы )

Дальнейшее описание графико-орфографических систем будет проводиться для каждой выделенной части в отдельности.

Часть I . Тексты ЛВВ, ЛИЗ, ЛПД.

Письмо основной части Варлаамова Служебника неоднократно привлекало внимание исследователей. Об особенностях письма писали М.П. Погодин[1], А.В.Горский и К.И. Невоструев[2], А. А. Покровский [3], А. И. Соболевский[4], Ф. И. Буслаев[5], архимандрит Амфилохий[6]. Все исследователи, обращавшиеся к почерку основной части Варлаамова Служебника, признавали, что весь текст написан одним писцом. Детальное рассмотрение начертаний  и приемов написания букв изучаемого памятника выявило наличие двух почерков в этой части рукописи.

Тип письма первого писца, написавшего текст Литургии Василия Великого и первую страницу Литургии Иоанна Златоуста (почерк Iа) и второго писца, выполнившего текст Литургии Иоанна Златоуста и Литургии Преждеосвященных Даров (почерк Iб), очень близки. Сигнальная линия в большинстве начертаний соблюдается и проходит между серединой и верхней третью высоты букв. Вертикальные линии букв и наклонные - жирные. Горизонтальные линии и соединительные линии тонки. Все буквы выдержаны очень точно по ширине, что легко наблюдать при подсчетах букв в сегментах строки, не имеющих разделительных знаков, широких букв (i, o, ;, 5, 6, s) и полушироких (z, ., a). Соразмерность букв и отлично выдержанная верхняя линия высоты букв указывает, что писцы были опытными в писании книг. Мачты у букв строго вертикальны, исключение составляет v, где они вверху несколько наклонены к середине. Перекладины у йотированных букв строго горизонтальны. Во всех буквах, имеющих примыкающие к мачтам петли, эти последние малы, размером от 1/2 до 2/5 высоты мачты (т.е. всегда меньше половины высоты букв): m, ], ', s, ,. Поэтому нередко встречаются затекшие чернилами маленькие петли, например: lb6rjy] 1об9 и мн. др. Ограничительные штрихи у головок букв ,, u, p, ], s, у коромысел ', n, а также ножки у буквы l имеют форму правильного треугольника. Спинка у буквы  f наклонена слабо, наклонные у букв k, l, z пишутся строго в форме шалашика. Хвосты букв w, o, тонкая мачта a заходят далеко в нижнее междустрочное поле. Мачты букв, умещающихся в строке, специальным нажимом пера расширяются книзу.

К общим для первого и второго почерка палеографическим приметам, позволяющим датировать рукопись не старше конца XII в., относятся, прежде всего, начерки букв ', 7, d. Вертикаль буквы ' выходит вверх за пределы строки приблизительно на треть высоты других строчных букв, а горизонталь расположена на верхнем уровне строки. В рукописях более раннего времени вся буква ' умещалась в строке[7]. Начерки буквы 7 отличаются разнообразием: у первого писца 7 симметричная округлая буква обычного размера, имеет серединку чуть выше середины строки; у второго пишется с высокой серединкой. Верхняя петля буквы d много меньше нижней петли.

К числу написаний, характерных для XII - XIII вв., относится буква  x с симметричной чашей и ножкой, равной двум третям высоты буквы. Начертание буквы ; также отличается от рисунка буквы в старших памятниках: сокращена верхняя часть, и  буква пишется иногда  не в три, а в четыре приема. Перекладины у букв  b и y имеют значительный скос,  расположены в верхней половине буквы. Перекладины у букв . и 6 завышены. У 5 серединная перекладина переходит в язычок. Мачты буквы v вверху наклонены к середине, петля буквы лежит на линии строки.

Несмотря на ряд общих примет для первого и второго писцов, очевидны существенные различия между ними - как в характере начертания отдельных букв, так и в некоторых графико-орфографических особенностях.

Почерк I.а (Лл.1-9об; 11-11об5) прямоугольный, вытянут слабо, но уже не квадратный, с завитками, декоративные буквами (f, ', ]), лигатурами (14).

Почерк I.б (Лл.11об6-19; 20-27) архаичнее, квадратный, больше межбуквенное расстояние; без завитков и украшенных букв, использование лигатур редко (2 случая) лишь для исправления ошибочного написания. Верхняя линия высоты выдержана хуже: встречаются укороченные первые мачты, например, в буквах b, y, g. Вертикальные линии букв и наклонные - более жирные. Линии, образующие петли у букв жирные, часто встречаются затекшие чернилами f, ., j, m, d.

Различны и начертания отдельных букв. Так, буквы j, c у второго писца более округлые, чем у первого; у лигатуры î верхний элемент смещен вправо от серединной линии буквы у второго писца, а у первого - влево; у лигатуры ó во втором элементе короткая наклонная мачта и длинная наклонная соединены через плечико, тогда как  у первого писца - в одной точке, пересеченной волосяным штрихом; у буквы [ встречается менее длинная, чем у первого писца, вторая наклонная, идущая справа вниз налево;  в целях сокращения места употребляются высокие прямые ], начертание которых отличается от аналогичных букв у первого писца; не используются лигатуры с высоким n и декоративные  f и ', для украшения конца строки, отличающие текст первого писца.

Указанные особенности являются свидетельством того, что в написании основной части текста Син. 604, содержащей формуляры служб ЛВВ, ЛИЗ и ЛПД, принимали участие два писца. Киноварные надписи выполнены тем же почерком, что и основной текст, за исключением л.11, где текст написан еще первым писцом, а киноварные буквы - уже вторым.

Следует отметить различия в написании киноварных букв первым и вторым писцом. Особенно ярко различия проявляются в малых инициалах 8 и p. Первый писец при письме золотом употребляет 8 круглое с точкой в центре, так называемое “о очное (5 раз), встречается исправление “о с точкой” на “о с вертикальным килем” (8 раз) лишь в первом столбце (ектений первым писцом пишутся в два столбца). Второй писец при письме киноварью использует “о с вертикальным килем” (31 раз) и лишь единожды “8 с точкой” на л.20 - первом листе ЛПД. Второй писец часто использует угловатое написание малого инициала p, начертание похоже на латинское z c хвостом в виде маленького правильного треугольника (9 случаев); обычное для почерков p с хвостом, направленным вниз, встречается 5 раз у первого писца и 5 раз у второго в конце богослужебных частей Служебника (лл. 16, 18, 19, 23об).

Диакритика, используемая основными писцами рукописи, одинакова. Надстрочные знаки в виде запятой всегда над 7, 6; в начале слов над ó; редко над 5. Титло в виде горизонтальной черты с короткими насечками, направленными вниз. Точка, разделяющая части текста, находится на нижней линии строки. Для обозначения конца молитв и сокращений в тексте используется знаки: четыре точки в виде ромба и коромысло с точкой посередине, находящиеся в строке.

Особенности употребления j, î, 7.

Лигатура î употребляется систематически при написании предлогов и приставок:  î 1об.10; îrhs5n] 1об.19. Единичные случаи написания 7nj 28,16; yt7ntvktvsb 6об.25.

Омега употребляется систематически в начале слов: и в корне 7wÁf 3об.4;  7,hfp] 3об.12; 7rjvm 23,16; и в приставке 7rhtcn 3об.26; 7,hzotv] 3,8; причем сохраняется написание после приставки ghf7wÁb 6,12; ghb7,h'nt 6об.4; и в сложных словах vyjuj7xbnf6 3об.25; hfdyj7,hfpyj 3об.13; в предлогах 7 11об.24. Также 7 употребляется систематически в именах b7fy] 6,20; 11,1; 15об.2; 15об.7 и 7hbyf 15об.9.

О узкое употребляется в середине и на конце слова после согласного. Единичный пример употребления о узкого в начале слова: jn] 3,5;

Употребление лигатур.

Служебник Син. 604 интересен своими лигатурами - будущими элементами вязи. Употребляются они в рукописи на концах строк, и их назначение - экономия места в строке.

Наиболее часто в образовании лигатур участвует буква n. Это объясняется звуковыми особенностями - качеством самого обозначаемого звука и позицией в слоге, с одной стороны, и особенностями начертания самой буквы - с другой.[8] Так, звук [т] часто оказывается в начале слога, построенного по принципу восходящей звучности и состоящего при этом из трех звуков: как минимально звучный глухой взрывной [т] начинает слог с последующим сонантом, а не только с гласным звуком. В таких случаях за буквой n должны следовать две буквы, для которых нередко не хватает места на строке.

С точки зрения графической, буква n удобна для образования лигатур, так как коромысло ее может быть поднято над строкой, причем мачта слева может быть приближена к предшествующей букве; мачта такого n справа легко присоединяет (впитывает в себя) мачту последующего гласного или сонанта.

Так, лигатуры с буквой n легко образуются способом наложения. В Син. 604 используются лигатуры â и è : âj|5vó 3,7-8; [dfkbè| 3,24; bcè|ys 3об.16-17; âj|'b 6об.26-7,1; ghbitcâb|6 7об.13-14; hfè| 7об.14; âj|5 8,11-12;  bcè|yysb 9об.11-12; âj|bV 9об.11; ghb6è| 14,18; gk]è| 17,4.

В связи с рассмотрением лигатур представляет интерес написания n с высоко вынесенным коромыслом, но не в составе лигатур. Как правило, это встречается тоже на конце строки: cnÁs|6 1об.24; gh'cnj6nm| 3об.25;  pfd'nf| 5об.24; gónm| 7,16; 7cnf|dktyb5 8об.26-9,1.

По тому же принципу наложения, как лигатуры с буквой n, но при обычной высоте обеих образующих букв, размещенных полностью в строке, представлены единичные лигатуры, образовавшиеся в результате исправления ошибочно написанного меньшего по числу букв текста: yfiuj 2,2; ys 9об.6; vkÕChlb5vm 10,16; cb. 10,11; ghbxfcnbnbC 10,17; fyuÁkf vbhyf 16об.13; gh'bnb 25об.2.

Изредка для экономии места в функции ó используется лигатура Ö, в которой усики пишутся отдельно и поэтому это еще не “ук”:

 ItlbyjvÖ| 3об26; lfhÖb 9об10; Iб. dctvÖ| 11об2; ckÖ|;tymb  11об9-10; ghbpjdÖ| 18,20; hjlÖ| 24об24; d'hÖ|.otvó 25об21;

IgjuÖ|,b 19об6.

Использование лигатур в разных частях текста рукописи различно. Наиболее богата лигатурами и Т (19 примеров), начальная часть лл.1-10, содержащая текст Литургии Василия Великого, в других частях Син. 604 лигатуры редкость (2 примера: 14,18 и 17,4).

Декорация концевых букв строки.

1. Начертание f- “полууставное” встречается в позиционно обусловленных случаях на конце строки при ограниченном месте для размещения буквы в пределах строки. Спинка такой буквы тонкая, изогнутая полностью или только по краям, не имеет ограничительных штрихов, бывает разной высоты, в большинстве случаев заходит в верхнее междустрочие и может иметь украшения. Видимо, основная роль этих написаний - украсить конец строки, а не обеспечить более узкий вариант написания. Этот вариант начертания Л.П. Жуковская при описании Апракоса Мстислава Великого называет “декоративное f[9].

Неукрашенное f с прогибающейся спинкой бывает следующих видов:

I.а с крючком сверху и снизу и высокой спинкой: ,wÂUf| 1об5; gjck'ljdfdif| 4,18; cdjbvf| 5,15; pfd'nf| 5,24; ghbc'of| 6,26; yf| 7,26; gthtyjcyf| 9,11;

Единичные варианты начертания буквы  f:

а) с высокой наклонной спинкой, маленькой петлей и большим крючком внизу d'rf| 8об12;

б) с высокой спинкой крючком сверху и петлей снизу:  yf| 8об17;

в) с высокой спинкой и петлями сверху и снизу: 7cnf| 8,26;

г) маловыходящее в пределы верхнего междустрочия и с изгибающимся хвостом: yf| 9,26.

I.б с высокой спинкой: îdhf| 13,2; [df| 17,17; lf| 22об19; ;bkbof| 23,24; lfhjdf|dsb 24об12.

2. Начертание ] - “полууставное” встречается на конце строки для украшения Iа как самостоятельной буквой, так и в составе буквы s. Различаются варианты начертания:

а) с высокой наклонной мачтой и длинной изогнутой перекладиной с крючком на конце: ytd'l'ybb[]| 2,15; uh'iys|6 2,24; ckóufv]| 2об16; похожие начертания: 3,1,8; 3об12; 6,10; 7,24; 7об2,20,21; 8об4; 9об; 14об18; 15,3; 16,5,12,15; 17,24; 22об23; 23,16; 23об4; 24об22; 25,14,26; 25об22,26;

б) с высокой мачтой и коротким горизонтальным хвостом: ['hjdbv]| 1,5; ckfds| 10,21;

Единичное начертание: с короткой мачтой и извивающимся хвостом yfv]| 8,6.

3. Начертание ' - “полууставное” встречается на конце строки для украшения.

Iа: с высокой мачтой и длинной горизонтальной перекладиной с насечками, направленными вниз: ,kÁujghb6ny'| 2,16; а также: 2об7; 3об21; 10,3;

Единичное начертание: петля буквы и длинная перекладина украшены петлями, высокая вертикальная мачта заканчивается завитым усиком: cd'|lsb 7об5-6;

Iа: с высокой мачтой и перекладиной без ограничительных штрихов: l'|kf 8об23-24; 7xbcnbn'|km 18,3-4

Единичное начертание: петля буквы округлая, с высокой мачтой и перекладиной с ограничительными линиями в виде треугольников, направленных вниз: ghbc'|of5nm 15об10-11.

Различия почерков первого и второго писцов являются следствием их индивидуальных особенностей, тогда как единство оформления текста и сходства почерков свидетельствуют о принадлежности писцов к одной писцовой школе.

Расположение текста первой части.

Текст и миниатюры основные писцы Син. 604 располагали весьма систематично и продуманно. Так, миниатюры во всех случаях помещены на оборотах листов: 1-го - св. Василий, 10-го - св. Иоанн, утраченное перед 20-м листом изображение святого. Миниатюра всегда занимает левую половину раскрытой книги, и, что особенно следует отметить, фигура на ней обращена лицом к тексту именно этого автора службы.

Возможно, сначала были подготовлены три 8-листовые тетради, на оборотах первых листов было зарезервировано место под миниатюры святых - авторов литургий, на вторых листах - под заставки на 1/3 листа и выходной инициал перед службой св. Василия. Анализ пигментов, выполненный при реставрации памятника,  показал, что иллюминация рукописи (миниатюры, заставки, инициалы) одновременны написанию рукописи и не имеет следов поновлений; выходной инициал выполнен теми же красками, что и заставка.

 



[1] Погодин М.П. Образцы славяно-русского древлеписания. М.,1840, тетр. 1. Табл. 11.

[2] Горский А. В. Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки / А.В.Горский, К.И. Невоструев. - М., 1855-1869, 1917. Отд. III, ч.1, № 343. - С. 5-11.

[3] Покровский А. А. Древнее псково-новгородское письменное наследие: Обозрение пергаменных рукописей Типографской и Патриаршей библиотек в связи с вопросом о времени образования этих книгохранилищ М., 1916. С. 122 – 123, 127, 260.

[4] Соболевский А. И. Очерки по истории русского языка. Университетские известия, Киев, 1884, № 12. С. 52 – 57.

[5] Буслаев Ф. И. Историческая хрестоматия церковнославянского и древнерусского языков. М., 1861. С.95 – 98.

[6] Амфилохий, архим. Палеографическое описание греческих рукописей XI-XVII веков определенных лет. М.,1880.Т.3. С.45-50, 98-102.

[7] Щепкин В.Н.Русская палеография. М. 1967. С. 114.

[8] Апракос Мстислава Великого М.Наука, 1983. С.16

[9] Апракос Мстислава Великого. М. “Наука”, 1983. С.19.