К начальной странице

Толстовский (Кирилловский) сборник          


Место хранения и название рукописи. Кодекс хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки, шифр F.п.I.39 [СК 1984: 324-325]. В Императорскую Публичную библиотеку поступил в 1830 г. в составе собрания известного библиофила графа Ф. А. Толстого (1758-1849), поэтому сборник обычно называют "Толстовским". Сборник может быть назван также "Кирилловским", если исходить из особенностей его состава (см. Состав сборника).

Датировка рукописи. В [СК 1984: 324] сборник датирован по палеографическим признакам втор. пол. XIII в. Согласно И. И. Срезневскому - до 1300 г. [Срезневский 1882: стлб. 160]. В совокупности кодикологические, лингвистические и культурно-исторические данные указывают на 70-80-е гг. XIII в. как вероятное время создания сборника (см. [Жолобов 2018а]).

Сохранность рукописи. Рукопись сохранилась, к сожалению, не полностью. Утрачены начало и конец сборника. Плохо читается текст на первом листе. Сборник открывается на средине Слова Кирилла Туровского в Фомину неделю. Можно предполагать утрату Слова Кирилла Туровского в Вербную неделю и Слова на Пасху, которые дошли в нескольких сборниках XIV в. (см. [Жолобов 2018а]). Обрывается рукопись посредине Оглашения шестнадцатого Кирилла Иерусалимского, так что первоначально сборник, по-видимому, включал все 18 Оглашений, дошедших в древнерусском списке XI-XII вв. (ГИМ, Син. 478), однако в иной редакции. Частично размыт текст на л. 65.

Состав сборника. Толстовский сборник имеет особый, окказиональный состав с отдельными признаками минейного Торжественника. Описание состава сборника в [СК 1984] содержит неточности при характеристике начальных его частей и их названий. Открывается рукопись словами проповеди Кирилла Туровского в Фомину неделю (л. 1-5 об.): [воскресение] хс҇во ͱасно проповѣдають. Далее идут еще пять проповедей этого выдающегося духовного писателя второй половины XII в. (скончался предположительно в 1181 г.). Вот их названия в рукописи[1]: Тогож҇ Кюрила мниха слов҇ о сънѧтии тѣла Хс҇ва съ крс҇та, и ѡ мюроносицах҇ ѿ сказаниͱа Ѥвангл҃скааго, и похвала Иѡсифоу въ нед҇ третьюю по Пасцѣ (л. 5 об.-16); Тогож҇ грѣшнаг҇ мниха слов҇ о раслабленѣмь отъ Бытия и ѿ сказаниͱа Ѥванглс҇каго въ недлю четвьртоую по пасцѣ (л. 16-23); Кюрила мних о слѣпьци и ѡ зависти жидовъ отъ сказаниͱа Ѥоуг҇льскаго в нед҇ шестоую по Пасцѣ (л. 25-32); Кюрила недостоинаго мниха слов҇ на Възнесениѥ Гс҇не въ четвьртък҇ шестыѣ нед҇ по Пасцѣ ѿ прро҇чьскыхъ оуказании ї о въскрѣшении всеродьна Адама изъ ада (л. 32-37 об.); Кюрила грѣшнаго [м]ниха слов҇ на сборъ ст҃хъ ѡц҃ь трии сътъ и осми на десѧте ѿ ст҃хъ книгъ оуказаниѥ ѡ Хс҇ѣ Сн҃ѣ Би҃и и похвала ѡц҃мъ ст҃го Никѣискаго събора в нед҇ преже Пѧнтикостиͱа (л. 37 об.-46). Эти шесть гомилий Кирилла Туровского перемежаются с двумя анонимными Поучениями, которые ошибочно отнесены в [СК 1984] к произведениям Кирилла Туровского: Пооучение в нед пѧтоую по Посцѣ <так!> (л. 23-25); Пооучение на Пѧнтiкостии (л. 46-48) (см. [Жолобов 2018в]). Затем в сборнике размещена анонимная гомилия Слов҇ о премудростi, притча (л. 48-49 об.), которая ошибочно отнесена к Словам Кирилла Туровского в [СК 2002: 494], [Зализняк 2004: 464], [СДРЯ VI: 34], как показано в [Жолобов 2018б]. Блок гомилий завершается проповедью с именем Иоанна Златоуста, которая, однако, является компиляцией, в которой фрагменты из различных гомилий Златоуста занимают лишь часть, как показано в [Новак 2019]: Слов҇ на Ржс҇тво Хс҇во Їѡ҃а Златооустаго (л. 49 об.-56 об.).
Далее в сборнике размещены два апокрифических Сказания и агиографическая Похвала Василию Великому: Сказание Афродитьͱана о бывшимь в Персьстѣи земли чюдеси (л. 56 об.-62); Мс҇ца августа въ шестыи на десѧте дн҃ь пренесение нерукотворенаго ѡбраза Гс҇а нашего Iсс҇а Хс҇а ѿ Едеса въ Цр҃ьградъ (л. 62 об.-68 об.); Мс҇ца генварѧ въ пьрвыи дн҇ь ст҃го и пр҃пдбнаго ст҃лѧ Васильѧ (л. 68 об.-88 об.). На л. 89 текста нет. Второй апокриф, известный как Легенда об Авгаре, представлен в самом раннем списке особой редакции древнерусского происхождения, судя, в частности, по нескольким ярким русизмам (см. [Жолобов 2018б]). Не исключено, что перевод Сказания Афродитиана был также выполнен в Древней Руси (см. [Пенькова 2018в]).
Оставшуюся половину сборника занимают 16 огласительных Поучений Кирилла Иерусалимского (заключительная часть последнего Оглашения утрачена, как и еще, вероятно, два Оглашения в конце рукописи) (л. 89 об.-184 об.)[2]: Книгы Кюрила Ерс҇лмьскаго ѡ Бз҃ѣ починаемъ. Ѡглашение первое (89 об.-92 об.); Оглашение второе просвѣщаемымъ въ Иерс҇лмѣ, i ѡ покаͱаньи, и ѡ оставлении грѣховъ (л. 92 об.-97 об.); Слов҇ стс҇го Кюрила ѿ третьͱаго пооучениͱа свѣтiмымъ въ Ерс҇лмѣ (л. 97 об.-103); Слов҇ стаг҇ Кюрїл҇, пооучен҇ четвертое просвѣщаемымъ въ Їерс҇лмѣ (л. 103-115); Слов҇ стаг҇ Кюрїл҇, оглаш҇нїе пѧтое крс҇тїмыхъ въ Їерс҇лмѣ (л. 115-119); Стс҇го Кюрїла оглашен҇е шестое просвѣщаемымъ въ Ерс҇лмѣ (л. 119-127); Стс҇го Кюрїла пооучен҇е седмое отъ послан҇ͱа къ Ефесїѡмъ (л. 127-131); Слов҇ стаг҇ Кюрїла, оглаш҇нїе осмое учїмымъ въ Вседержїтелѧ и чтенїе ѿ Еремиѧ (л. 131-132 об.); Стг҇го Кюрїла, оглаш҇нїе девѧтое оучїмымъ въ Творца нб҃у ї землї (л. 132 об.-135 об.); Стаг҇ Кюрїла оглаш҇нїе десѧтое крс҇тїмым въ Ерс҇лмѣ гл҃ное ї въ Единог Гс҇а Їс҃ Хс҇а (л. 135 об.-142 об.); Стаг҇ Кюрїла оглаш҇нье первое на десѧть оучїмых҇ въ Сн҃а Би҃ѧ Едїночад҇го (л. 142 об.-148); Стс҇го Кюрїла оглашн҇е второе на десѧть крс҇тимымъ въ Ерс҇лмѣ въ воплощьшаг҇сѧ ї въчлв҇шасѧ ї чтенье ѿ Исаїͱа (л. 148-158 об.); Слов҇ стс҇го Кюрїла҇, пооучен҇е третьее на десѧть крс҇тимымъ въ Ерс҇лмѣ въ пропѧтаго и погребенаг҇ и чтенїе ѿ Їсаиѧ (л. 158 об.-170 об.); Стаг҇ Кюрїл҇ оглашение четвертое на десѧть свѣтїмых҇ въ Иерс҇лмѣ въ въскрс҇шаго їз мр҃твых҇ (л. 170 об.-176 об.); Стс҇го Кюрїла оглашенїе пѧтое на десѧть крс҇щаемымъ въ Иерс҇лмѣ о грѧдϫщїмь въ славѣ судїтъ жївымъ и мр҃твымъ (л. 176 об.-181 об.); Стс҇го Кюрїл҇ оглашен҇е шестое на десѧть просвѣщаемымъ въ Ерс҇лмѣ събесѣдовано въ единъ Стс҇ыи Дх҃ъ (л. 181 об.-184 об.). В своей деятельности по налаживанию церковной жизни в монгольской Руси митрополит Кирилл († 1281) использовал Оглашения Кирилла Иерусалимского.

Тип письма и почерки. В рукописи представлен устав разных почерков. Каждый из почерков соотносится с определенной графико-орфографической системой. Так, в строке 17 на л. 3 происходит резкая смена правописной практики вместе со сменой почерка. Второй почерк, в отличие от первого, передает в целом орфографическую систему втор. пол. XII в. и, таким образом, воспроизводит автограф Кирилла Туровского, деятельность которого приходилась на это время. Переписчик передает и менее архаичные орфографические системы двух анонимных Поучений (см. [Жолобов 2018а]). Слово о премудрости записано новым почерком с яркими инновативными приметами. Его сменяет почерк первого типа, также содержащего графико-орфографические поновления. По-видимому, один переписчик работал над Оглашениями Кирилла Иерусалимского. Графико-орфографическая система, отраженная в этой части сборника, не имеет аналогов в древнерусской письменности. Ее отличает необычно широкое использование "экономичных", узких по рисунку графем и их комбинаций. Соответствие данной системе нам удалось обнаружить лишь в выходной записи сербского Евангелия конца XIII в.

Оформление кодекса. Рукопись на пергамене древнерусского уставного письма в 4° (1°) (24 х 16,5), 184 листа, втор. пол. XIII в. Лист 89 текста не имеет. Оглашения Кирилла Иерусалимского открываются на л. 89 об. заставкой "с элементами старовизантийского орнамента, киноварью и красками. Инициалы старовизантийского и плетеного орнамента, в красках и киноварью" [СК 1984: 324].
Рукопись переплетена в нач. XIX в. картоном в красном сафьяне с золотым тиснением.

Публикации рукописи. Рукопись не издавалась. Были опубликованы лишь отдельные тексты, входящие в нее. Гомилии Кирилла Туровского, как и приписанные ему анонимные Поучения и Слово о премудрости, были изданы в 1821 г. К. Ф. Калайдовичем, однако в более чем осовремененном виде. Пять гомилий Кирилла Туровского были изданы И. П. Ереминым - к сожалению, в далеком от лингвистических эдиционных принципов формате [ТОДРЛ 1958, т. XV], 1958, т. XV]. Несколько раз издавалось Сказание Афродитиана, начиная с публикации П. А. Лавровского в "Описании семи рукописей Императорской С.-Петербургской Публичной Библиотеки" (М., 1858) [Лавровский 1858]. Наше электронное машиночитаемое издание сборника предпринимается впервые.