К начальной странице

Выходная запись, приписки, добавления, пометы          


    В конце текста (л. 135 л.) выходная запись писца Путяты - gjenznf gmcfk] Є lfxt rhbdj lf bжcghfdbnt fж yt rkmybnt Э. Запись сделана тем же почерком и теми же чернилами, что и весь текст.

    В ряде случаев по первоначальному затертому тексту в основном начала ирмосов позднейшие исправления неаккуратным уставом (см. 1). Инципит ирмоса и начало 8-й песни канона на 22 мая (первые 4 строки; л. 91. л., 13-16 строки) написаны также другим, более поздним почерком. На полях имеются приписки мелким поздним уставом (полууставом), содержащие, в частности, полный текст ирмосов (см. 2). По мнению составителей СК, приписки на полях сделаны мелким уставом XIV-XV вв. [СК, 63]. По мнению И. Э. Еселевич, "... пометы, вставки в текст, правки и дополнения сделаны поздними владельцами рукописи в XIII-XIV, а некоторые, возможно, и в XV веке." [Еселевич 1964а, 238]. Л. И. Щеголева относит приписки к XIV в. [Щеголева 2001, 9]. По мнению В. А. Баранова, исправления ирмосов, 4 строки на л. 91 л., приписки на полях могли быть написаны одним человеком (см. 3) [Баранов 1996, 56].

    На листе 135 л. мелким уставом приписана стихира Успению Богородицы (ghbl'nt dct gh'vbhmyj5 jec]gtyb5 ytgjhjxmys4 Є ,jujhjlbwz ghfpl]yjebv] lmymcm ,j fuu'kb ghfplmyje.nmЄ) со знаменной нотацией над текстом. В настоящее время стихира входит в чтения на 15 августа.

    Кроме нотации над текстом стихиры, в самом тексте Минеи есть несколько случаев фитных написаний (л. 102 л., строка 11 - над словом "сумеоне"; л. 134 об., строка 13 - над словом "темь"), фит и знамен (л. 102 л., строка 14 - над словом "житие") и только знамен (л. 80 л., строки 7, 16; 80 об., строка 7 - всегда над словом "темь"); возможно, была "фита" и на л. 132 об. (строка 14) над словом cnhfcnb, в котором над буквой f стерт один знак(?); может быть, об этой "фите" говорит И. Огиенко: "... на лл. 101 и 132б надписано q в качестве нотного знака" [Огиенко, 195]. (В СК указано, что фитные начертания имеются на лл. 101 и 132, что не верно.) Эти фиты и знамена (стопицы и крюки) написаны как будто тем же почерком, каким написан текст Минеи (см. 4).

    На л. 135 об. поздним уставом (СК, 63 - уставом) написан ипакои из канона Успения Богородицы (,k;bv] nz dmcb hjlb ,wt ldЪjЄ). По мнению А. Х. Востокова [Востоков 1865, 204), добавление сделано в XIV веке; по мнению составителей СК - в XIII в. [СК, 63]. В настоящее время ипакои входит в чтения на 15 августа.

    На лл. 1, 10, 20 библиотечные пометы 1855 г. о принадлежности рукописи библиотеке Новгородского Софийского собора.

    На л. 1 л. библиотечные пометы - инвентарный номер (№ 202), век написания (XI), печать (см. 5).

    Листы пронумерованы четыре раза: 1. в правом нижнем углу каждого листа; 2. лл. 1 л., 135 л., 10 л., 20 л. и далее каждый 10-й лист, 3. на верхнем поле, справа, каждого листа, 4. на нижнем поле в середине каждого листа, кроме лл. 80, 90 и т.д. и кроме л. 135 л., начиная с л. 84 л., и на обороте листов (с 1 об. по 31 об - в середине верхнего поля, с 32 об. - в середине нижнего поля) (см. 6). По мнению Л. И. Щеголевой, нумерация листов через десяток была сделана по времени позже, чем пагинация в верхнем углу листа, по ее мнению, две нумерации "(чернилами) относятся к середине XIX в., а две последние (карандашом) сделаны в советское время" [Щеголева 2001, 8].

    На л. 135 л. подпись и инициалы того, кто нумеровал листы.


Сноски

    1. Лл. 1 л. - 5 букв на 4-й сн., 14 об. 2-я сн., 19 л. 2-я св., 27 об. 9 св. (не палимпсест), 40 об. - 3 буквы на 9-й св., 44 л. - 2 слова на 12-й св. основного текста (не палимпсест), 49 л. 8-я св., 51 л. - 2 слова на 6-й св. (не палимпсест, 53 л. 3-я сн., 53 об. 5-я сн., 54 об. 8-я св., 58 об. 2-я сн., 59 л. 9-я св., 62 л. - 1 буква на 2-й св.(?), 79 об. 3-я сн., 83 л. 7-я св., 85 л. - 2 буквы на 8-й св., 90 л. 10-я св., 100 л. 16-я св., 132 об. 2-я сн. (не палимпсест), 133 л. правом поле напротив 9-й строки, а также нечитаемый текст начала ирмоса на л. 7 л. 6-я св. [Баранов 1996, 55].

    2. Лл. 7 об. - 2 строки на верхнем поле, 24 л. - 3 строки на правом поле напротив 3-й и 4-й строк основного текста, 41 л. - 2 строки на верхнем поле с продолжением в 2 строки на правом, 54 об. - 3 неполных строки на нижнем поле через весь лист, 65 об. - 1 строка в 10-й строке основного текста, 73 об. - 1 строка по верхнему полю, 90 л. - 2 строки в 4-й строке и над 5-й строкой основного текста с выходом на правое поле, 91 л. - 1 строка в 9-й строке основного текста с продолжением в 4 строки на правом поле, 92 л. - 7 строк на правом поле напротив 5-7-й строк основного текста, 93 л. - 21 строка на правом поле напротив 1-9-й строк основного текста, 108 л. - 1 строка в 4-й строке основного текста с продолжением в 5 строк на правом поле, 109 об. - 2 строки на нижнем поле;
а также по одному слову: лл. 14 л. - между 4-й и 5-й строками основного текста, 30 об. - над 1-й строкой, 35 л. - над 10-й строкой, 38 л. - над 14-й строкой [Баранов 1996, 55].

    3. "Кроме того, на л. 91 л. 13-16-я строки основного текста написаны почерком, отличающимся от двух других почерков основного текста. : Очень похожим почерком написаны многие ирмосы по затертому основному тексту, а также, как кажется, все приписки мелким почерком на полях. По всей видимости, и указанный отрывок в четыре строки также написан по хорошо затертому основному тексту. На это указывает и то, что этот отрывок начинается именно с ирмоса сразу после буквенного обозначения номера песни, как это постоянно делается во всех других случаях" [Баранов 1996, 56].

    4. При сравнении со знаменами над текстом стихиры видны отличия в написании стопиц и крюков, некоторые стопицы в виде точки(?).

    5. Кроме того, скорописью XIX в. написаны 1-3 буквы: на правом поле напротив 5-й строки л. 16 об. (dk'), между 3-й и 4-й строками л. 17 л. (d) и на правом поле напротив 16-й строки л. 76 л. (NB).

    6. На нижнем поле лицевой стороны листов (чернилами) - первая по времени (1855 г.) пагинация тем же почерком, что и запись о принадлежности Софийскому собору; последний лист пронумерован как лист 134, так как был пропущен лист после л. 83 (Видимо, во время третьей нумерации листов пропущенный лист был пронумерован как лист 84, с этого листа и начинается расхождение верхней и нижней пагинаций на единицу. Второй лист 83 имеет рядом с цифрой маленькую букву г, что может означать "лист 83, стр-ца 4". Цифра "3" на этом листе похожа на цифру "3" почерка, которым сделана третья по счету нумерация, на верхнем поле.); сделана до перестановки 80-го и 87-го листов.

    В середине нижнего поля на каждом 10-м листе (10, 20, 30 лл. и т.д., а также 1 и 135 лл.) (карандашом) - вторая, видимо, по времени пагинация; ею пронумерованы листы после передачи (1859 г.) рукописи в библиотеку Петербургской Духовной Академии (скорее всего, вторично листы пронумерованы между 1865 г. и 1919 г., так как А. Х. Востоков в 1865, И. К. Куприянов в 1857 г., Н. В. Волков в 1897 г., Н. К. Никольский [Никольский, 492] в 1906 г. говорят, что в рукописи 134 л., это же повторяет И. Огиенко в 1929 г.); сделана после перестановки 80-го и 87-го листов.

    На верхнем поле (чернилами) - третья, видимо, по времени пагинация; скорее всего, ею пронумерованы листы после передачи рукописи в Публичную библиотеку (после 1919 г.); как и вторая пагинация, сделана после перестановки 80-го и 87-го листов.

    В четвертый раз (карандашом) листы пронумерованы, по мнению Л. И. Щеголевой, в советское время [Щеголева 2001, 8]. На имеющейся в нашем распоряжении фотокопии, которая была сделана в начале 60-х гг., эта пагинация отсутствует.