Содержание, структура и состав
Текст Минеи содержит чтения на май. Отсутствуют 1) чтения на 20 мая (есть только заглавие канона св. муч. Фалалею, заглавие 1-й песни и обозначение ирмоса: vCХ' nju:Хj d] Є rЪ Є rfyjy] cnЪffuj vXХyrf afk5k'4 Є ukfЄc] Є lХ Є g'Єcym Є fХ Є yfcnfdжkmiffuj lhtdжk5 Э) и 2) канон службы царю Константину и Елене [Макарий, 57; СК, 63] (есть только последний, четвертый, тропарь и две строки предпоследнего, третьего, тропаря 9-ой песни; начало текста после отсутствующего фрагмента: if w'kjvjelhmyj Є 5k5yje cnЪ/2 cb Є rjcnfYХnbyf dtkbrffжuj Є 52;t jeotlhb ys vknЪdfvb Э) из чтений на 21 мая.
Количество, набор, состав песнопений и их расположение отличаются от современного (впервые - [Макарий, 440]). Порядок расположения чтений - канон, стихиры, седален - отражает древнейший тип их следования [Ягич, LXVII-LXVIII; Момина, 218; Нечунаева 2000, 19, 38-41, 52-56, 152-154) (см. 1). После седальнов иногда следуют тропарь и кондак (чтения на 5 мая) или только кондак (чтения на 30 мая). В чтениях на 8 и 26 мая за первым каноном следует второй канон. Каноны содержат 9 песен, пронумерованных по порядку, с пропуском второй песни, кроме канонов на 16 и 19 мая, в которых 9 песен без пропуска второй; после канона может следовать от одной до четырех стихир, далее - один или два седальна (см. Оглавление). Между шестой и седьмой песнями канона на 24 мая, а также стихирами и седальном на 25 мая помещено по одному кондаку. В чтениях на 7 мая в седальне только одна начальная строка: cgcЪb uЪb k.lb cdj4 Є b ,kЪujckjdb ljcnj4yb5 cdj5жc, в чтениях на 19 мая то же в седальне: vXЪyrs [Ъds jevjkbv] dжcb Є nb ,j pf yfit cgЪctc , затем отсылка: bжзb d] jж[]nfbжw' Э (см. 2).
Памяти по дням:
1 мая - память прор. Иеремии (1 мая) (см. 3)
2 мая - память свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского (2 мая); память мчч. Еспера и Зои Атталийских (Памфилийских) (2 мая)
3 мая - память мчч. Тимофея и Мавры Фиваидских (3 мая)
4 мая - память мц. Пелагии Тарсийской (4 мая)
5 мая - память мц. Ирины Македонской (5 мая)
6 мая - память прав. Иова Многострадального (6 мая)
7 мая - Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме (7 мая)
8 мая - память ап. и евангелиста Иоанна Богослова (8 мая); память прп. Арсения Великого (8 мая)
9 мая - память прор. Исаии (9 мая); память мч. Христофора Ликийского (9 мая)
10 мая - память ап. Симона Зилота Кананита (10 мая)
11 мая - память сщмч. Мокия Амфипольского (11 мая); обновление града Константинополя
12 мая - память свт. Епифания, еп. Кипрского (12 мая), память св. Германа, архиеп. Константинопольского (12 мая)
13 мая - память мч. Александра Римского (13 мая)
14 мая - память мч. Исидора Хиосского (14 мая)
15 мая - память прп. Феодора Освященного (16 мая)]
16 мая - память прор. Захарии, отца св. Иоанна Предтечи (5 сент.)
17 мая - память ап. Андроника, еп. Паннонийского и св. Иунии (17 мая)
18 мая - память мчч. Петра, Дионисия, Андрея, Павла и Христины Лампсакийских, мчч. Ираклия, Павлина и Венедима Афинян (18 мая)
19 мая - память сщмчч. Патрикия, еп. Прусского (Брусского), Вифинского и с ним трех пресвитеров Акакия, Менандра и Полиена Прусских (Вифинских) (19 мая)
20 мая - память мч. Фалалея Эгейского (20 мая)
21 мая - память равноапп. царя Константина Великого и матери его царицы Елены Константинопольской (21 мая)
22 мая - память мч. Василиска Команского (22 мая)
23 мая - память прп. Иоанна Психаита (26 мая)
24 мая - память прп. Симеона столпника на Дивной горе (24 мая)
25 мая - Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (25 мая)
26 мая - память ап. от 70-ти Карпа, еп. Берийского (Македонского) (26 мая); память апостола Иуды Иаковлева, брата Господня (19 июня, 30 июня)
27 мая - память сщмч. Елладия Восточного (28 мая)
28 мая - память мц. Феодосии Константинопольской (29 мая)
29 мая - память сщмч. Евтихия Мелитинского (28 мая)
30 мая - память прп. Исаакия исп., Далматского (30 мая)
31 мая - память мч. Ермия Команского (31 мая).
Набор памятей на те или иные дни отличает Путятину Минею от других древнерусских и - шире - славянских служебных Миней на май [Сергий, 211-212; Момина, 218; Нечунаева 1982, 6-11; Нечунаева 1994, 98; Нечунаева 2000, 38-41, 81-82].
По структуре, составу, лингвистическим (учет лексических разночтений в списках майских служебных миней) признакам ПМ отнесена Н.А.Нечунаевой к особому, древнейшему типу I служебных миней [Нечунаева 2000, 38-62 и далее, 157], использовавшихся на Руси в период до введения Студийского устава [Нечунаева 2000, 55, 56 и далее, 153].
Сноски
1. По мнению И. В. Ягича, такой тип миней восходит к X веку [Ягич, LXVIII].
О существовании рукописей, имеющих аналогичный порядок песнопений, см. [Нечунаева 1992, 51; Нечунаева 2000, 82].
2. Подробный анализ состава и структуры ПМ в сопоставлении с другими списками майских служебных миней XI-XIV вв. см. [Нечунаева 2000, 38-41 и далее].
3. В круглых скобках дан день памяти в настоящее время (даты даны по старому стилю); см., например, [Православный календарь, 31-36, 69-99; Христианство, 576-698].