Оформление, исполнение рукописи
На л. 1 л. заставка. Тексты первых тропарей канонов начинаются большими инициалами. Чтения каждого дня начинаются заголовком, написанным малыми инициалами; в начале каждого тропаря, стихиры, седальна, кондака также малый инициал. Заставка и инициалы нарисованы чернилами (лишь инициал "К" (л. 46 об.) раскрашен киноварью (см. 1)). Заставка и инициалы старовизантийского стиля. Имеется два вида оформления больших инициалов. Первый - сочетание растительного мотива и плетения, второй - только растительные мотивы. Малые инициалы декорированы слабо. На л. 100 л. имеется малый инициал О в виде рыбы, что является исключением из общего стиля оформления инициалов. Скромное оформление и отсутствие в нем элементов "звериного" стиля отличают ПМ от некоторых других древнейших древнерусских рукописей [Ильина, 17; Марков 1968, 551; Баранов 1999].
По мнению В. А. Баранова, большие инициалы скопированы с оригинала, возможно, вторым писцом рукописи [Баранов 1998, 74-75].
Размеры листа 25,5 _ 21,5 см (лл. 42, 47, 55, 104 - 25,5 _ 19 см) [СК, 63]. Е. Э. Гранстрем дает несколько иные размеры - 26 _ 22 [Гранстрем, 18], а И. Огиенко - 24,5 _ 19,7 см (размер написанной части листа 18 _ 14 см), высота буквы - 2,8 мм [Огиенко, 195]. Для письма лист разлинован на 17 строк, очерчены правое и левое поля. Заглавия чтений на один день по высоте занимают расстояние между двумя горизонтальными проведенными линиями, вследствие этого на этих листах по 16 строк (исключением являются лл. 46 л., 69 л., 69 об., на которых заглавия написаны небольшими малыми инициалами, и поэтому на листе сохраняется 17 строк). На л. 1 л. 14 строк из-за заставки, которая занимает пространство между первой и второй строками. На л. 135 л. помещено 19 строк, две последние строки стихиры написаны за пределами разлинованной части листа. Большие инициалы выступают за пределы столбца, и по высоте занимают от двух строк до двух-трех. Малые инициалы опускаются под строку, их верхний край находится на уровне верхнего края строки.
В начале строк, в которых обозначены песни канонов и с которых начинаются седальны, стихиры и кондаки ставится знак в виде креста с четырьмя (или больше) точками или запятыми вокруг, вытянутых, открытых влево двух (один раз - трех) соединенных петель и некоторые другие знаки. В конце тех же строк, а также в конце тропарей, стихир, седальнов, кондаков поставлены знаки, состоящие из нескольких точек (ромб, треугольник, "двоеточие" несколько точек в линию) и идущей следом одной (редко нескольких) горизонтальной линий. Во фрагментах, написанных вторым почерком, состав и приемы постановки знаков несколько иные.
Сноски
1. "Инициал на л. 46 об. раскрашен позднее" [Гранстрем, 18].