К начальной странице

О списках          


   
    Лаврентьевская летопись
    Ипатьевская летопись
    Радзивиловская (кенигсбергская) летопись

    Лаврентьевская летопись.
    Была составлена или только переписана с готового оригинала для великого князя Дмитрия Константиновича по благословлению Суздальского епископа Дионисия. Содержит "Повесть временных лет", а также повествование о южнорусских и суздальских (1111-1205) событиях, изложение общерусских событий с явным местным (ростовским) характером в начале (1206-1305). Представляет собой компиляцию нескольких источников [Шахматов 2001, 511].
    Судя по всему, в распоряжении создателя списка находилось 2 главных летописных источника: Ростовская летопись в редакции второй половины XIII века и общерусская компиляция начала XIV в., в основание Лаврентьевской летописи положена Ростовская летопись XIII в. [Шахматов 1902, 66, 90].
    Изложение в Лаврентьевской летописи доведено до 6813 (1304) г. (в ультрамартовской датировке).
    Место и время создания.
    Лаврентьевская летопись сохранилась в единственном списке, который датирован 1377 годом и сделан в Суздале. Рукопись написана "преимущественно двумя почерками", первый из которых является уставным, а второй - полууставным (так называемый старший полуустав) [ПСРЛ I, IV]. Несмотря на то, что рукопись является копией с более древнего оригинала, Лаврентий, судя по всему, не просто переписывал текст, а в некоторых местах и переделывал его.
    Характеристика рукописи.
    Пергамен, 1° (25,0?21,0). Устав и полуустав, 173 л. Первые 40 листов рукописи писаны в один столбец, последующие - в два столбца. Переплет - доски в тисненой коже, XVII в. На л. 1 об. заставка тератологического стиля в красках. Инициалы (только на л. 1-23) и заголовки киноварные. [
Лаврентьевская летопись].
    В шести местах обнаруживаются пропуски текста: 1) 6406 (898) - 6430 (922) гг.; 2) кон. 6596 (1088) - нач. 6597 (1089) гг.; 3) нач. 6705 (1197) г.; 4) 6711 (1203) - 6713 (1205) гг.; 5) 6771 (1263) - 6791 (1283 ) гг.; 6) 6795 (1283) - 6802 (1294) гг. Первый и пятый пропуски являются следствием утраты листов в рукописи; второй, третий и четвертый, очевидно, принадлежат самому писцу рукописи (Лаврентию) или его непосредственному предшественнику; происхождение шестого пропуска спорно: он мог быть отражением дефекта в непосредственном оригинале или в самой рукописи. Явно не на месте (даже если оно принадлежало летописному тексту), посредине статьи 6604 (1096) г., помещено в Л. Поучение Владимира Мономаха, не читающееся ни в каких других рукописях.
    Начальные 40 листов Л. написаны уставным почерком, дальнейшие - полууставом, но три листа рукописи (л. 157, 161 и 167) написаны не до конца (хотя текст их последовательно продолжается на следующих листах), иным, чем перед ними (уставным), почерком, на пергамене с иной разлиновкой строк. [Словарь].
    Писцы
    Первый писец переписал лл. 1 об. - 40 об. (первые 8 строк), второй - лл. 40 об. (с 9-й строки) - 173 об. Текст на лл. 157-157 об., 167-167 об. переписал третий писец (его почерк похож на почерк первого писца), а на лл. 161-161 об. - второй писец, но его продолжил (с конца 14-й строки оборота листа) третий писец.
    Основной (второй) писец назвал себя в приписке на лл. 172 об.-173: это был монах Лаврентий. По имени писца летопись получила свое название в научной литературе.
    Место хранения
    Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке под шифром F.п. IV. 2.
    Ипатьевская летопись
    Летопись охватывает хронологический период до 1292 г. и включает в себя три основных памятника - ПВЛ, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись.
    Можно выделить две главные части в Ипатьевской летописи: первая начинается Повестью временных лет и доводится до 6706 (1198) г., вторая начинается после похвалы Рюрику Ростиславичу и описывает события, наступившие в юго-западной Руси после смерти великого князя Романа Мстиславича. Основной источник Ипатьевской летописи должен быть назван Киевской летописью: главное содержание этой летописи - события, связанные с Киевом. Можно определенно говорить о месте составления Киевской летописи - это Михайловский Выдубицкий монастырь (где был игуменом Сильвестр, составитель "Повести временных лет"). [
Шахматов 2001, 571-572].
    Происхождение, состав и формирование текста определяются специалистами по-разному. Летопись имеет мало аналогий с другими летописными памятниками. Текст ее включает три основных компонента: ПВЛ - от начала летописи до статьи 1118 г. (л. 1-106 об.); Киевская летопись - от 1119 до 1200 г. (л. 106 об.-245); Галицко-Волынская летопись - от 1201 до 1292 г. (л. 245-307 об.). [Словарь]. [Словарь].
    Существует в нескольких списках, причем исследователи расходятся во мнении о количестве последних. Так, например, А. С. Орлов считает, что указанная летопись "представлена более чем пятью списками, два из которых идут в основе от общего оригинала, а остальные - от второго из этих списков" [Орлов, 15]. А. А. Шахматов, напротив, полагает, что имеется лишь один список летописи - Ипатьевский, так как Хлебниковский (и примыкающие к нему другие списки) должен быть признан самостоятельным памятником [Шахматов 2001, 571]. Летопись получила свое название по принадлежности старшего списка Костромскому Ипатьевскому монастырю.
    Место и время создания. Ипатьевский список сделан, по-видимому, в первой половине XV века (а по мнению А. С. Орлова, в середине XV в.). Н.П. Лихачев датировал рукопись временем около 1425 г. [Ипатьевская летопись].
    По вопросу о месте создания рассматриваемого списка исследователи не пришли к единому мнению. А. И. Соболевский считает, что список сделан в Новгороде, т.е. является памятником северно-русского наречия, с чем соглашается и А. А. Шахматов: "Ипатьевский список сделан в одной из северно-русских областей" [ПСРЛ I, VIII]. Д. С. Лихачев и А. С. Орлов полагают, что местом создания списка является город Псков [Лихачев, 431; Орлов, 15]. Существенным является то, что список был сделан на северо-западе Руси, а именно на территории новгородско-псковского диалекта [Горшкова, 135], а где именно, по всей вероятности, не имеет такого большого значения.
    Характеристика рукописи
    307 листов, в 1°. Текст на лл. 2-2об. писан особым почерком в один столбец, остальная часть рукописи (начиная с л.3) написана в 2 столбца.
    Писцы
    Различается пять почерков: 1 почерк - лл. 3-40об., 2 почерк - лл. 41-73, 178-212, 3 почерк - лл. 74-103, 285-307 об., 4 почерк - лл. 104-177об., 5 почерк - лл. 213-284 об. Писцы, очевидно, получали текст для переписки частями, поэтому образовались пробелы в конце этих частей: не дописаны л.73 (конец 10-й тетради), л.103 (замыкающий 14-ю тетрадь), л.212 в конце 28-й тетради. [Ипатьевская летопись].
    Место хранения
    БАН, 16.4.4.
    Радзивиловская (кенигсбергская) летопись.
    Радзивиловская летопись - лицевая (украшена более чем 600 миниатюрами), и этим определяется ее выдающееся значение в истории русской культуры. Название летопись получила по прежнему владельцу и по прежнему месту своего нахождения: в конце рукописи есть запись, что летопись была подарена Станиславом Зеновевичем князю Янушу Радзивиллу. Через посредство князя Богуслава Радзивилла летопись в 1671 г. поступила в Кенигсбергскую библиотеку. Здесь с ней ознакомился Петр I и приказал снять с нее копию (БАН, 31.7.22). [
Лаврентьевская летопись].
    В основание Радзивиловской положена Переяславская летопись.
    Доводит изложение до 6714 г. (1205 г.) (по ультрамартовскому стилю), причем из-за того, что листы были перепутаны в оригинале, события с конца 6711 по 6714 г. оказались изложенными ранее известий 6711-6713 гг. [Лаврентьевская летопись].
    В ряде мест обнаруживаются пропуски и перестановки текста. Пропущены (из-за утраты листа в рукописи) окончание вводной статьи и Повести временных лет (о "козарской" дани) и известия с 6360 (852) по 6366 (858) г.; пропущен текст с 6697 (1189) г. по начало 6700 (1192) г.; внутри статьи 6694 (1186) г. помещен текст за 6710 (1202)-6711 (1203) гг. Эти дефекты основного списка не отразились в Московско- Академическом списке, но ряд других дефектов присущ обеим летописям. Так, пропущены тексты под 6532 (1024), 6572 (1064), 6582 (1074), 6659 (1151), 6662 (1154)-6663 (1155), 6677 (1169) гг. После статьи 6709 (1201) г. следуют статьи с конца 6711 (1205) по 6714 (1206) г., которыми, в сущности и заканчивается общий текст обеих летописей, но вслед за 6714 г., с нарушением хронологии, в обеих летописях следуют известия за 6711 (1203)-6713 (1205) гг. [Словарь].
    Место и время создания.
    Датируется исследователями последним десятилетием XV в. Некоторые исследователи уточняют: около 1487 г. Дополнительные статьи на лл. 246-250 об. можно отнести к 90-м гг. XV в. [Лаврентьевская летопись].
    Место создания списка точно не установлено, но существует мнение, что по происхождению данный памятник относится к западнорусским, возможно, что рукопись сделана в Смоленске [Ганцов, 241].
    Характеристика рукописи.
    Рукопись в 1°, на 251 + III листах. Летопись расположена на лл. 1-245, водяные знаки этой части рукописи - три вида головы быка - воспроизведены в альбоме Н.П. Лихачева под №№ 3893-3903 (но воспроизведение не совсем точное). На лл. 246-250 об. другим почерком и на другой бумаге переписаны дополнительные статьи, филиграни - два вида головы быка под крестом - воспроизведены в альбоме Н.П. Лихачева под №№ 3904-3906. [Лаврентьевская летопись].
    Писцы
    Радзивиловский список написан полууставом, преимущественно одним почерком.
    Место хранения
    Рукопись хранится в Библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге под шифром 34.5.30.