О списках
Лаврентьевская летопись
Ипатьевская летопись
Радзивиловская (кенигсбергская) летопись
Лаврентьевская летопись.
Была составлена или только переписана с готового оригинала для великого князя
Дмитрия Константиновича по благословлению Суздальского епископа Дионисия.
Содержит "Повесть временных лет", а также повествование о южнорусских и
суздальских (1111-1205) событиях, изложение общерусских событий с явным
местным (ростовским) характером в начале (1206-1305). Представляет собой
компиляцию нескольких источников [Шахматов 2001, 511].
Судя по всему, в распоряжении создателя списка находилось 2 главных летописных
источника: Ростовская летопись в редакции второй половины XIII века и общерусская
компиляция начала XIV в., в основание Лаврентьевской летописи положена Ростовская
летопись XIII в. [Шахматов 1902, 66, 90].
Изложение в Лаврентьевской летописи доведено до 6813 (1304) г. (в ультрамартовской датировке).
Место и время создания.
Лаврентьевская летопись сохранилась в единственном списке,
который датирован 1377 годом и сделан в Суздале. Рукопись написана "преимущественно
двумя почерками", первый из которых является уставным, а второй - полууставным (так
называемый старший полуустав) [ПСРЛ I, IV]. Несмотря на то, что рукопись является
копией с более древнего оригинала, Лаврентий, судя по всему, не просто переписывал
текст, а в некоторых местах и переделывал его.
Характеристика рукописи.
Пергамен, 1° (25,0?21,0). Устав и полуустав, 173 л. Первые 40 листов рукописи писаны
в один столбец, последующие - в два столбца. Переплет - доски в тисненой коже, XVII в.
На л. 1 об. заставка тератологического стиля в красках. Инициалы (только на л. 1-23)
и заголовки киноварные.
[Лаврентьевская летопись].
В шести местах обнаруживаются пропуски текста: 1) 6406 (898) - 6430 (922) гг.; 2) кон.
6596 (1088) - нач. 6597 (1089) гг.; 3) нач. 6705 (1197) г.; 4) 6711 (1203) - 6713 (1205)
гг.; 5) 6771 (1263) - 6791 (1283 ) гг.; 6) 6795 (1283) - 6802 (1294) гг. Первый и пятый
пропуски являются следствием утраты листов в рукописи; второй, третий и четвертый,
очевидно, принадлежат самому писцу рукописи (Лаврентию) или его непосредственному
предшественнику; происхождение шестого пропуска спорно: он мог быть отражением дефекта
в непосредственном оригинале или в самой рукописи. Явно не на месте (даже если оно
принадлежало летописному тексту), посредине статьи 6604 (1096) г., помещено в Л. Поучение
Владимира Мономаха, не читающееся ни в каких других рукописях.
Начальные 40 листов Л. написаны уставным почерком, дальнейшие - полууставом, но три листа
рукописи (л. 157, 161 и 167) написаны не до конца (хотя текст их последовательно продолжается
на следующих листах), иным, чем перед ними (уставным), почерком, на пергамене с иной
разлиновкой строк.
[Словарь].
Писцы
Первый писец переписал лл. 1 об. - 40 об. (первые 8 строк), второй - лл. 40 об. (с 9-й строки)
- 173 об. Текст на лл. 157-157 об., 167-167 об. переписал третий писец (его почерк похож на
почерк первого писца), а на лл. 161-161 об. - второй писец, но его продолжил (с конца 14-й
строки оборота листа) третий писец.
Основной (второй) писец назвал себя в приписке на лл. 172 об.-173: это был монах Лаврентий.
По имени писца летопись получила свое название в научной литературе.
Место хранения
Рукопись хранится в Российской национальной библиотеке под шифром F.п. IV. 2.
Ипатьевская летопись
Летопись охватывает хронологический период до 1292 г. и включает в себя три основных памятника -
ПВЛ, Киевскую летопись и Галицко-Волынскую летопись.
Можно выделить две главные части в Ипатьевской летописи: первая начинается Повестью временных
лет и доводится до 6706 (1198) г., вторая начинается после похвалы Рюрику Ростиславичу и описывает
события, наступившие в юго-западной Руси после смерти великого князя Романа Мстиславича. Основной
источник Ипатьевской летописи должен быть назван Киевской летописью: главное содержание этой
летописи - события, связанные с Киевом. Можно определенно говорить о месте составления Киевской
летописи - это Михайловский Выдубицкий монастырь (где был игуменом Сильвестр, составитель
"Повести временных лет").
[Шахматов 2001, 571-572].
Происхождение, состав и формирование текста определяются специалистами по-разному. Летопись имеет
мало аналогий с другими летописными памятниками. Текст ее включает три основных компонента: ПВЛ -
от начала летописи до статьи 1118 г. (л. 1-106 об.); Киевская летопись - от 1119 до 1200 г.
(л. 106 об.-245); Галицко-Волынская летопись - от 1201 до 1292 г. (л. 245-307 об.).
[Словарь].
[Словарь].
Существует в нескольких списках, причем исследователи расходятся во мнении о количестве последних.
Так, например, А. С. Орлов считает, что указанная летопись "представлена более чем пятью списками,
два из которых идут в основе от общего оригинала, а остальные - от второго из этих списков"
[Орлов, 15].
А. А. Шахматов, напротив, полагает, что имеется лишь один список летописи - Ипатьевский, так как
Хлебниковский (и примыкающие к нему другие списки) должен быть признан самостоятельным памятником
[Шахматов 2001, 571].
Летопись получила свое название по принадлежности старшего списка Костромскому Ипатьевскому монастырю.
Место и время создания.
Ипатьевский список сделан, по-видимому, в первой половине XV века (а по мнению А. С. Орлова, в
середине XV в.). Н.П. Лихачев датировал рукопись временем около 1425 г.
[Ипатьевская летопись].
По вопросу о месте создания рассматриваемого списка исследователи не пришли к единому мнению. А. И.
Соболевский считает, что список сделан в Новгороде, т.е. является памятником северно-русского наречия,
с чем соглашается и А. А. Шахматов: "Ипатьевский список сделан в одной из северно-русских областей"
[ПСРЛ I, VIII].
Д. С. Лихачев и А. С. Орлов полагают, что местом создания списка является город Псков
[Лихачев, 431; Орлов, 15].
Существенным является то, что список был сделан на северо-западе Руси, а
именно на территории новгородско-псковского диалекта
[Горшкова, 135], а где именно, по всей вероятности,
не имеет такого большого значения.
Характеристика рукописи
307 листов, в 1°. Текст на лл. 2-2об. писан особым почерком в один столбец, остальная часть рукописи
(начиная с л.3) написана в 2 столбца.
Писцы
Различается пять почерков: 1 почерк - лл. 3-40об., 2 почерк - лл. 41-73, 178-212, 3 почерк - лл.
74-103, 285-307 об., 4 почерк - лл. 104-177об., 5 почерк - лл. 213-284 об. Писцы, очевидно, получали
текст для переписки частями, поэтому образовались пробелы в конце этих частей: не дописаны л.73
(конец 10-й тетради), л.103 (замыкающий 14-ю тетрадь), л.212 в конце 28-й тетради.
[Ипатьевская летопись].
Место хранения
БАН, 16.4.4.
Радзивиловская (кенигсбергская) летопись.
Радзивиловская летопись - лицевая (украшена более чем 600 миниатюрами), и этим определяется ее
выдающееся значение в истории русской культуры. Название летопись получила по прежнему владельцу и
по прежнему месту своего нахождения: в конце рукописи есть запись, что летопись была подарена
Станиславом Зеновевичем князю Янушу Радзивиллу. Через посредство князя Богуслава Радзивилла летопись
в 1671 г. поступила в Кенигсбергскую библиотеку. Здесь с ней ознакомился Петр I и приказал снять
с нее копию (БАН, 31.7.22).
[Лаврентьевская летопись].
В основание Радзивиловской положена Переяславская летопись.
Доводит изложение до 6714 г. (1205 г.) (по ультрамартовскому стилю), причем из-за того, что листы
были перепутаны в оригинале, события с конца 6711 по 6714 г. оказались изложенными ранее известий
6711-6713 гг.
[Лаврентьевская летопись].
В ряде мест обнаруживаются пропуски и перестановки текста. Пропущены (из-за утраты листа в рукописи)
окончание вводной статьи и Повести временных лет (о "козарской" дани) и известия с 6360 (852) по 6366
(858) г.; пропущен текст с 6697 (1189) г. по начало 6700 (1192) г.; внутри статьи 6694 (1186) г.
помещен текст за 6710 (1202)-6711 (1203) гг. Эти дефекты основного списка не отразились в Московско-
Академическом списке, но ряд других дефектов присущ обеим летописям. Так, пропущены тексты под 6532
(1024), 6572 (1064), 6582 (1074), 6659 (1151), 6662 (1154)-6663 (1155), 6677 (1169) гг. После статьи
6709 (1201) г. следуют статьи с конца 6711 (1205) по 6714 (1206) г., которыми, в сущности и заканчивается
общий текст обеих летописей, но вслед за 6714 г., с нарушением хронологии, в обеих летописях следуют
известия за 6711 (1203)-6713 (1205) гг.
[Словарь].
Место и время создания.
Датируется исследователями последним десятилетием XV в. Некоторые исследователи уточняют: около 1487 г.
Дополнительные статьи на лл. 246-250 об. можно отнести к 90-м гг. XV в.
[Лаврентьевская летопись].
Место создания списка точно не установлено, но существует мнение, что по происхождению данный памятник
относится к западнорусским, возможно, что рукопись сделана в Смоленске
[Ганцов, 241].
Характеристика рукописи.
Рукопись в 1°, на 251 + III листах. Летопись расположена на лл. 1-245, водяные знаки этой части рукописи
- три вида головы быка - воспроизведены в альбоме Н.П. Лихачева под №№ 3893-3903 (но воспроизведение
не совсем точное). На лл. 246-250 об. другим почерком и на другой бумаге переписаны дополнительные статьи,
филиграни - два вида головы быка под крестом - воспроизведены в альбоме Н.П. Лихачева под №№ 3904-3906.
[Лаврентьевская летопись].
Писцы
Радзивиловский список написан полууставом, преимущественно одним почерком.
Место хранения
Рукопись хранится в Библиотеке Российской Академии наук в Санкт-Петербурге под шифром 34.5.30.